Елена Дунаева: "Выборы в Иране будут однотурными, но непредсказуемыми"
Читать на сайте Вестник КавказаЗавтра в Иране пройдут выборы президента, к финалу гонки подошли четыре кандидата из шести: два ключевых кандидата - умеренный либерал и действующий президент Хасан Рухани и консерватор, хранитель мавзолея Имама Резы Эбрахим Раиси, а также Мостафа Хашеми Таба и Мостафа Ага Мирсалим . О финальном раскладе сил и о шансах кандидатов на победу "Вестник Кавказа" побеседовал со старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, кандидатом исторических наук Еленой Дунаевой
- Сможет ли Хасан Рухани одержать победу в первом туре?
- Несомненно, выборы будут однотурные, потому что ни Ага Мирсалим, ни Хашеми Таба не смогут набрать больше 3-4%. Основная конкуренция будет между Рухани и Раиси. Сейчас в Иране образовался некий паритет, и исход выборов решит в основном явка. Дело в том, что консервативно настроенные слои, то есть традиционное население, обычно активно участвуют в выборной кампании. А электорат прореформаторской направленности не отличается высокими показателями явки. Сейчас 71-72% заявляют о желании пойти на выборы, в последние дни кампания проходила более оживленно. Если явка превысит 70%, то тогда можно будет говорить о победе Рухани. Если не будет такой высокой явки, то, возможно, и Раиси возьмет больше голосов, потому что его поддерживают многие жители именно провинциальных районов.
- Насколько отражают действительный расклад сил данные соцопросов? Например, на данный момент поддержка Рухани достигает 40%.
- Вообще в Иране на протяжении последних 20 лет, с 1997 года, не получилось предсказать результат ни одних выборов. Соцопросы не помогают: в Иране они идеологически ангажированы, так что умеренные и прорефоматорски настроенные силы говорят о превалировании голосов за Рухани, а консерваторы, на которых опирается Эбрахим Раиси, утверждают, что пальма первенства за ним. Например, сегодня я читала опрос, согласно которому минимальный результат Рухани - 46%, но встречается и цифра 60%. Сами иранцы регулярно говорят, что соцопросам нельзя доверять. И уже несколько раз за 20 лет, по моему опыту, представители научных кругов и бизнеса накануне выборов говорят одно, а на следующий день результат оказывается другой.
- С чем связана такая непредсказуемость результатов иранских выборов?
- Что касается данных соцопросов, то здесь влияют чисто технические ограничения. Одно дело – это картина в больших городах, другое дело – картина в малых городах и в отдаленных районах, которые больше склоняются в сторону Раиси. А соцопросы проводятся в основном по интернету и телефону, поэтому они охватывают только определенные слои, которые имеют доступ к средствам связи. Поэтому гарантировать полный результат они не могут. Но, в любом случае, можно сказать наверняка, что между Рухани и Раиси сейчас сложилась жесткая конкуренция. По сегодняшней информации из Меджлиса, который проводил условный соцопрос на основе бесед с депутатами, представляющими округа и районы, - даже большая провинция Тегеран разделена между двумя кандидатами, между Раиси и Рухани.
- Какие методы агитации сыграли ключевую роль в такой расстановке сил?
- Прежде всего - теледебаты, которые шли в три тура и закончились неделю назад. То, что мы с вами наблюдаем последнюю неделю, и есть результат теледебатов. Ведь социальные сети в Иране ограничиваются, да и интернет не везде есть. Поэтому телевидение – это основной канал информации, особенно для отдаленных районов.
- Мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф и первый вице-президент Эсхак Джахангири сняли свои кандидатуры. За кого из оставшейся четверки будет голосовать люди, собиравшиеся отдать свои голоса за Галибафа и Джахангири?
- Галибаф просит своих сторонников поддержать Раиси, поскольку он тоже представлял блок консервативной ориентации. Однако политологи и аналитики сразу сказали, что не все голоса Галибафа отойдут к Раиси, а только около 70%, потому что Раиси, в отличие от Галибафа, придерживается более радикальной консервативной линии. А современные, городские слои, которые поддерживали Галибафа, зная его как успешного на протяжении 12 лет мэра Тегерана, скорее всего, отойдут к Рухани.
С Джахангири вопросов нет. Он не вел своей линии, не имел даже своего предвыборного штаба, он вышел на выборы исключительно как для поддержки и помощи Рухани. И, естественно, он сразу заявил, что отказывается в пользу Рухани. Но если у Галибафа с Раиси было практически одинаковое соотношение голосов, они набирали по 20 с небольшим процентов, то Джахангири и Рухани – это совершенно другой сюжет. У Джахангири не было больше 3% голосов. То есть существенного вклада в голоса Рухани уход Джахангири не привнес.