Шансы на мир в Карабахе стремятся к нулю
Читать на сайте Вестник КавказаПеред наступлением лета из зоны нагорно-карабахского конфликта поступают новые тревожные сводки. На днях ВС Азербайджана уничтожили армянский зенитно-ракетный комплекс «Оса» и заряжающую машину. Армянская сторона распространила короткое заявление о «частичном повреждении техники» без потерь в личном составе. Минобороны Азербайджана предоставило видео уничтожения ЗРК «Оса», на котором отчетливо видно, что в момент попадания ракеты крутился пеленгатор, что предполагает наличие внутри экипажа. Также из видеозаписи становится ясно, что имело место не частичное повреждение, а полноценное уничтожение. Предположительно, азербайджанская армия в очередной раз применила радиоуправляемую ракету «Спайк» израильского производства, эффективность которой была продемонстрирована еще в ходе апрельских боев 2016 года.
Представитель карабахских сепаратистов Бабаян, комментируя инцидент, в свою очередь, заявил, что была «частично повреждена машина с горючим». Что делал на «машине с горючим» крутящийся пеленгатор и для чего азербайджанской стороне понадобилось использовать дорогостоящую ракету «Спайк» для уничтожения простой «машины с горючим» он, однако, не уточнил. Видео, распространенное азербайджанским оборонным ведомством, в Армении на официальном уровне также предпочли не комментировать.
Вечером 16 мая последовали ответные действия армянских вооруженных сил, подвергших интенсивному обстрелу азербайджанские села в Агдамском направлении, в результате чего была выведена из строя подача электроэнергии в селе Тезекенд. Вероятно, подобным образом Ереван пытается разыграть один из своих козырей: азербайджанские села в прифронтовой зоне вполне уязвимы для ударов армянской армии, в то время как с армянской стороны фронта гражданские практически не живут. Впрочем, подобная тактика перманентной угрозы гражданским таит в себе и существенные риски для самих ВС Армении. Напомним, что одним из факторов, обусловивших прошлогодние крупномасштабные апрельские столкновения, стала гибель нескольких азербайджанских гражданских лиц в результате не прекращавшихся на протяжении недель обстрелов прифронтовых сел. Закончились эти боевые действия потерей армянской стороной ряда стратегических высот, большими потерями в живой силе и технике, а также отставкой руководящего состава минобороны, включая и министра Сейрана Оганяна. В этом отношении Азербайджан в апреле 2016 года создал важный прецедент проведения военных операций по долгосрочной нейтрализации угроз своему гражданскому населению, в том числе, и путем наступательных действий.
О том, что боестолкновения в апреле 2016 года рискуют оказаться лишь первой, но далеко не последней серьезной схваткой между Арменией и Азербайджаном с момента заключения перемирия в 1994 году, предупреждали многие эксперты. Отсутствие прогресса на переговорах остается центральной проблемой, блокирующей создание атмосферы доверия и успокоение ситуации на фронте. Сопредседатели МГ ОБСЕ не устают повторять, что альтернативы мирным переговорам не существует, что выражает обеспокоенность мирового сообщества риском возобновления полномасштабных боевых действий в регионе. С другой стороны, то, что происходит сейчас на дипломатическом поле, полноценными мирными переговорами также назвать крайне сложно, потому что за прошедшие с момента заключения перемирия 23 года процесс не сдвинулся ни на йоту. Игра в «кошки-мышки», когда армянская сторона всячески оттягивает принятие неизбежного решения по деоккупации части азербайджанских территорий до очередных парламентских или президентских выборов, а потом вновь начинает процесс с нуля, не может называться переговорами.
Проигрывает от данной ситуации не только Азербайджан, чьи территории остаются под оккупацией, но в среднесрочной перспективе также и сама Армения. Сейчас минобороны РА разрабатывает проект, по которому отслужившие три года военнослужащие, в случае подписания контракта с армией, должны будут получать единоразовую премиальную выплату в размере около 10 тысяч долларов. То, что минобороны Армении идет на такие меры для привлечения военнослужащих, является прямым следствием ухудшающейся демографической ситуации в стране. Согласно официальной статистике, лишь в первом квартале 2017 года заявление об отказе от армянского гражданства подали 1190 человек.
Насколько рационально удерживать под оккупацией огромные безлюдные территории вокруг Нагорного Карабаха, обрекая страну на изоляцию и опустение, с точки зрения национальных интересов Армении в средне- и долгосрочной перспективе – вопрос, скорее, риторический. Краткосрочная же заинтересованность президента Сержа Саргсяна и его команды в сохранении статус-кво вполне очевидна: до тех пор, пока в карабахском урегулировании ничего не меняется, риск потери власти минимален, а нахождение у руля государства позволяет скопить достаточно денег на необходимые для воспроизведения власти предвыборные взятки. Ведь и цена 10 тысяч драмов (около 20 долларов) за голос – далеко не самая высокая. В этих условиях армянские власти не заинтересованы в каких-либо компромиссах по нагорно-карабахскому конфликту, поскольку такие шаги таят в себе лишь риски для непопулярного правительства. Если же в Карабахе ситуация опять «рванет», как в прошлом году, то общество, по уже накатанному сценарию, объединится вокруг власти на момент ведения боевых действий, а сильные националистические тренды в Армении обеспечат веру граждан в успехи на фронте - даже если на деле все закончится откровенным провалом, как в апреле 2016 года.
В связи с этим, правительство Сержа Саргсяна преследует две основные цели в вопросе Нагорного Карабаха:
1) не допустить начала Азербайджаном широкомасштабных военных действий, которые могут обернуться потерей Арменией контроля над значительными по площади территориями в Карабахе, чего нельзя будет объяснить общественности. Так, армянское общество до сих пор не может простить Саргсяну высказывания о том, что потерянные в апреле территории были «ненужными».
2) не допустить прогресса на переговорах, поскольку это неизбежно означает деоккупацию ряда районов, что может закончиться отставкой Саргсяна. Достаточно вспомнить шумиху, поднятую армянскими националистами после известной цитаты Саргсяна о том, что "Агдам - не родина армян". То есть, неизбежно необходимые уступки армянской стороны вызывают серьезное противодействие националистов, которое позволяет Саргсяну в диалоге с международными организациями и посредниками представлять себя в качестве заложника общественных настроений. Вместе с тем, именно власть извлекает для себя наибольшую выгоду из сложившейся ситуации, а национализм является идеологической основой самой власти.
Именно вокруг указанных двух целей, обеспечивающих сохранение власти нынешним правительством, крутится современная внешнеполитическая стратегия Армении по неразрешенному конфликту. Шансы на мирное урегулирование в таких условиях практически равны нулю, что дает основание прогнозировать, что в обозримом будущем ситуация в Нагорном Карабахе вновь окажется на грани большого взрыва.