Украина арестует "Газпром"
Читать на сайте Вестник КавказаИсполнительная служба министерства юстиции Украины по обращению Антимонопольного комитета решила открыть дело о взыскании штрафа с "Газпрома" на $6,4 млрд, а также об аресте имущества компании на территории страны. Об этом сообщил представитель Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) в суде Михаил Новицкий.
"Поступили уже в адрес Антимонопольного комитета постановления об открытии производства по данному делу и об аресте имущества", - приводит его слова ТАСС. "Там имущества, конечно, не будет на такую большую сумму, поэтому комитетом рассматривается возможность взыскания средств другим способом", - уточнил Новицкий.
Высший хозяйственный суд Украины ранее сегодня отказал в удовлетворении кассационной жалобы "Газпрома" на решение украинских судов предыдущих инстанций, которые обязали выплатить штраф и пеню, наложенные АМКУ, в размере 172 млрд гривен (примерно $6,4 млрд).
Новицкий отметил, что у "Газпрома" есть три месяца на то, чтобы оспорить это решение в Верховном суде.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин, решение Минюста Украины абсурдно в связи с тем, что к "Газпрому не применимы обвинении АМКУ. "Российская сторона не соглашается с претензиями по поводу нарушений украинского антимонопольного законодательства, поскольку "Газпром" не работает на территории Украины. Все операции по поставкам газа внутри Украины осуществляет "Нафтогаз": газ передает "Газпромом" на границе, а далее "Нафтогаз" отвечает за его распределение по украинским потребителям. "Газпром" на территории нет уже много лет, и он никак не может нарушать антимонопольное законодательство", - пояснил он.
В связи с этим исполнение решения путем ареста активов "Газпрома" в Украине под большим вопросом. "По сути, единственный ценный актив, который действительно есть на территории Украины у "Газпрома" – это газ в трубах, идущий транзитом по Украине к европейским потребителям. Только газ "Газпрома" на территории страны стоит каких-либо весомых денег и его можно в связи с этим изъять, но если Украина прибегнет к подобным действиям, это приведет к остановке поставок российского газа в Европу, о чем, кстати, российская сторона уже предупреждала европейских партнеров, и те донесли до украинских коллег мысль о том, что приостановка поставок очень негативно отразится на многих последующих решениях ЕС", - напомнил Вячеслав Кулагин.
Таким образом, поскольку арест единственного ценного актива "Газпрома" в Украине ударит по Европе, а не по России, у иска не будет непосредственных последствий. "Возможно, что Украина будет пытаться эти действия выносить за пределы страны, на уровень международных инстанций, где уже идет спор между Украиной и "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже. На данный момент это не экономические, а внутриполитические игры ради создания возможного рычага давления на будущее. Важным здесь является то, что появился дополнительный пункт риска для поставок российского газа в Европу, то есть Киев сам подталкивает реализацию альтернатив украинскому маршруту – "Турецкий поток" и "Северный поток-2". Это еще один стимул как можно быстрее запустить данные проекты", - заключил глава Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН.
С ним согласился заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. "По крайней мере, в ближайшие 2-3 года это никак не скажется на "Газпроме", поскольку как такового значимого имущества в Украине у компании практически нет. Единственным таким имуществом можно считать поток газа, проходящего по украинской газотранспортной системе. Поскольку этот газ предназначен для европейских потребителей, украинцы его не закупают, то его арест поставит под удар Европу, что очень сильно осложнит политические отношения Украины с ЕС, а это для Киева неприемлемо", - обратил внимание он.
Само по себе решение, по мнению экспертам, было ожидаемым. "Это последствие судебной инерции, ведь они обязаны принимать какие-либо решения, обеспечивающие взыскание штрафа в $6,4 млрд – но в реальность его исполнения не верит никто, даже руководство Украины. Так что перед нами, скорее, инструмент на политических торгах, в том числе в отношениях цены на российский газ для украинских потребителей и размера тарифа на прокачку газа по территории Украины. Арест имущества "Газпрома" – очередная политическая игра, финансовые риски для нашей компании отсутствуют", - резюмировал Алексей Белогорьев.