Трамп меняет ближневосточную стратегию
Читать на сайте Вестник КавказаПрезидент США Дональд Трамп собирается отправиться в свою первую зарубежную поездку - девятидневное путешествие, в ходе которого он посетит три государства, где исповедуют великие монотеистические религии, что сигнализирует о 180-градусном изменении ближневосточной стратегии его предшественника, пишет Voice of America в статье Trump Signals Shift in Middle East Strategy With Symbolic First Stop in Saudi Arabia.
”Самый правильный способ оценить стратегию президента Трампа - увидеть в ней антиобамовский подход, - сказал Роберт Сатлофф, исполнительный директор Вашингтонского института ближневосточной политики. - Он окончательно меняет американскую внешнюю политику в отношении Ближнего Востока с эпохи Барака Обамы на эпоху Дональда Трампа”. ”Обама целенаправленно пытался напрямую поговорить с людьми, - объяснил Сатлофф. - Его первая поездка на Ближний Восток включала выступления не в национальных собраниях и парламентах, а в университетах, где он мог говорить не только с лидерами. Он хотел создать новый баланс в арабском мире, для которого было бы характерно общение с людьми, а не с лидерами. Трамп хочет все это изменить”, - сказал Сатлофф.
Символическая первая остановка
Первой остановкой в турне Трампа будет Саудовская Аравия, место священных святынь ислама, где его будет приветствовать король Салман, собирающий приветственный комитет из 20 глав государств, представляющих значительный процент мирового полуторамиллионного населения мусульман-суннитов. Советники Трампа рассматривают визит в Эр-Рияд как возможность восстановить имидж президента среди мусульман после предвыборной кампании, отмеченной риторикой, которую многие считали исламофобской, и президентством, которое начиналось с объявления временного запрета на въезд для беженцев-мусульман и виз для граждан из ряда стран с мусульманским большинством. Среди правозащитного сообщества этот визит был встречен коллективным недоумением. ”Это определенно последовательный выбор, учитывая парад диктаторов, которых приветствовали в Белом доме”, - сказала Андреа Прешоу из Human Rights Watch. Прежде чем сделать первый президентский шаг за пределами Соединенных Штатов, Трамп примет несколько мусульманских лидеров, в том числе таких тяжеловесов, как Абдель Фаттах ас-Сиси и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. ”Ожидания низкие, - считает Ричард ЛеБарон из Атлантического совета, бывший посол США в Кувейте. - Запрет на поездки не стал для мусульман потрясением, он оправдал их ожидания относительно Трампа”.
Министр обороны США Джеймс Мэттис с саудовским королем Салманом. Апрель 2017
Обсуждение радикальной идеологии
Рассказывая журналистам об этой поездке, советник по национальной безопасности Х.Р. Макмастер сказал, что Трамп доставит сообщение лидерам суннитов о необходимости противостоять радикальному исламизму, который Макмастер назвал ”идеологией, использующей извращенную интерпретацию религии для оправдания преступлений против всего человечества”. ”Трамп будет поощрять наших арабских и мусульманских партнеров к принятию смелых, новых шагов по содействию миру и противостоянию всем, от ИГИЛ и Аль-Каиды до Ирана и режима Асада, кто увековечивает хаос и насилие, которые причинили столько страданий во всем мусульманском мире и за его пределами”, - сказал Макмастер. Это послание, скорее всего, будет приветствоваться суннитскими лидерами, обеспокоенными тем, как Обама взаимодействовал с Ираном, который они считают региональным нарушителем спокойствия.
Али Шихаби, гражданин Саудовской Аравии, занимающий пост исполнительного директора Института Аравии, вашингтонской исследовательской организации, говорит, что визит Трампа ”посылает сообщение о его понимании того, что мусульманские союзники Америки являются первой линией обороны в борьбе с терроризмом”.
Другие считают, что как и за многими инициативами Трампа, за изменением ближневосточной стратегии может стоять нечто большее. ”Этот шаг может сигнализировать о возможном сдвиге в выраженной враждебности к исламу, которой была охарактеризована кампания Трампа”, - сказал профессор международных отношений из Университета Джорджа Вашингтона Натан Браун.
Роберт Сатлофф говорит о том, что независимо от того, произойдут существенные изменения или нет, символизм одновременного подтверждения давних связей Америки с суннитскими арабскими государствами и Израилем посылает Ирану мощный сигнал о том, что у другой команды - прозападной, стабильной команды - похоже, есть капитан, который готов взять на себя руководство”.
”Есть ли вообще у этой команды стратегия? Есть ли у нее ряд четко определенных тактик, готовых к исполнению? - задается вопросом Сатлофф. - Это еще предстоит выяснить. Но первый шаг, который в основном заключается в том, чтобы собрать команду и обеспечить лидерство, очень важен, и я абсолютно уверен, что иранцы и их команда принимают его во внимание”.