Неофашизм: системная угроза в Германии? 

Читать на сайте Вестник Кавказа

"Как только где-нибудь вместо слова "здравствуйте" произнесут "хайль!" в чей-то персональный адрес — знайте, там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение" (кинофильм "17 мгновений весны", диалог Мюллера со Штирлицем). 

Вчера весь мир праздновал очередную годовщину победы над фашизмом. Ценой огромных жертв Европа была избавлена от коричневой чумы, и в самой Германии, за прошедшие 72 года проделавшей тернистый путь от гитлеровской диктатуры до образцовой западной демократии, перманентная борьба с новыми ростками фашизма является одной из приоритетных задач государства. Борьба с фашистской идеологией и ее носителями ведется в ФРГ как на уровне правоохранительных органов и федеральной службы по охране Конституции, так и с помощью огромного числа профилактических проектов, в сфере образования, в СМИ, и путем постоянной работы с гражданским обществом. Не в последнюю очередь из-за этого в Германии, в отличие от других западноевропейских стран, ультраправый политический спектр, несмотря на массовый приток мигрантов в страну, имеет довольно слабые позиции. Единственной партией крайне правого толка, имеющей шансы попасть в Бундестаг, является "Альтернатива для Германии", согласно опросам общественного мнения, набирающая около 8% голосов избирателей. Причем, эта политическая сила набрала популярность лишь после разразившегося в стране миграционного кризиса, когда сотни тысяч беженцев из стран Ближнего Востока в течение короткого промежутка времени были приняты Германией. В этом отношении, немецкие правые популисты серьезно отстают от своих "коллег" в Австрии, Нидерландах или же Франции.

Несмотря на это, недооценивать системную угрозу, исходящую от немецких неофашистов, было бы непростительной халатностью. Так, в 2011 году стало известно о существовании в Германии действовавшего с 1990-х годов нацистского подполья, которое, по оценкам немецких правоохранительных органов, насчитывало до 200 членов. Члены национал-социалистического подполья совершали нападения на мигрантов, на их счету около десятка убийств мигрантов и одного сотрудника полиции. О существовании нацистской группировки общественности стало известно лишь в 2011 году, и до сих пор остается открытым вопрос, почему немецкие силовики на протяжении почти 20 лет не могли раскрыть наличие преступной фашистской сети. В 2012 году последовали отставки и увольнения высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, было организовано парламентское расследование.

Громкий судебный процесс против одного из членов подполья Беаты Чепе до сих пор не завершен. Уже тогда многие наблюдатели задавались вопросом, является ли многолетняя деятельность национал-социалистического подполья результатом простого "недосмотра" правоохранителей, или же отдельные ответственные лица в силовых структурах намеренно закрывали глаза на совершаемые преступления? Ответа на этот вопрос до сих пор не дано, но о случаях инфильтрации государственных органов ультраправыми в немецкой прессе пишут регулярно.

Пожалуй, тот случай можно было бы списать на провал полиции и спецслужб, если бы несколько недель назад Германию не сотряс новый скандал, непосредственно связанный с инфильтрацией неонацистов в силовые структуры. Речь идет о немецком офицере Франко А., странным образом сумевшим зарегистрироваться в качестве сирийского беженца в конце 2015 года, и готовившим террористический акт против высокопоставленных немецких чиновников. В числе потенциальных целей указываются министр юстиции Хайко Маас и экс-президент Йоахим Гаук. Как пишет издание Spiegel со ссылкой на собственные источники в правоохранительных органах, Франко А. действовал не один, ему помогал еще один офицер Бундесвера Максимилиан Т. Более того, есть основания подозревать, что преступники действовали при поддержке и других офицеров, поскольку для осуществления планировавшегося теракта с армейских складов было похищено оружие и боеприпасы, и кто-то "покрыл" кражу. Вызывает большие вопросы тот факт, что немецкий офицер смог продать миграционной службе байку о том, что он является франкоговорящим беженцем из Сирии, и получить статус беженца в стране. Наконец, Франко А. уже попадал в поле зрения командования из-за своих нацистских взглядов, отраженных в магистерской диссертации, однако отделался простым разговором без занесения в личное дело.  

Это громкое дело находится под личным контролем министра обороны Урсулы фон дер Лейен, которая несколько дней назад анонсировала новые разоблачения правых экстремистов в рядах Бундесвера. Вероятно, что уже в скором будущем всплывут новые подробности о деятельности правых экстремистов в рядах Бундесвера, и без громких отставок дело не обойдется. Ясно одно: пока находятся люди, которые вместо "здравствуйте" произносят "хайль", борьба с фашизмом еще не завершена.