Евгений Николайчук на Вести.FM: военные традиции народов России заложены еще РККА
Читать на сайте Вестник КавказаБольшинство военных традиций современной российской армии своими корнями уходят в те, которые были заложены советской, а зачастую еще Рабоче-крестьянской Красной армией, заявил сегодня аналитик информационно-аналитического агентства "Вестник Кавказа" Евгений Николайчук в прямом эфире передачи "Народы России" на Вести.FM.
При этом он напомнил о подвигах героев Гражданской - всадников Кавказской туземной конной дивизии, более известной как "Дикая дивизия", сформированной еще в 1914 году. "На 90% она состояла из добровольцев-мусульман - уроженцев Северного Кавказа и Закавказья. В состав ее трех бригад входили кабардинцы и балкарцы, дагестанцы, азербайджанцы, осетины, чеченцы, ингуши, черкесы, абхазы, карачаевцы. Такой национальный состав определял и особую морально-психологическую атмосферу в дивизии: важной особенностью всадников-горцев было чувство собственного достоинства", - отметил аналитик.
По его словам, больше всего у ее бойцов ценились не чины и звания, а личная храбрость и верность. "В полках дивизии были сильны горские обычаи – честь и достоинство, уважение к старшим, гостеприимство, что накладывало свой отпечаток на быт и службу. Гостей в частях дивизии встречали так, как у себя дома, на Кавказе. Но сражались кавказцы тоже отчаянно: в боях у Черновиц один только Кабардинский конный полк взял 1483 пленных, в том числе 23 офицера, а в целом на всю дивизию, которая была расформирована в начале 1918 года, приходится количество пленных, в четыре раза превышающее ее состав", - поведал Евгений Николайчук.
Также он указал на то, что героизм этих людей, а также полководцев Гражданской - Чапаева, Котовского, Фрунзе – по вполне объяснимым причинам послужил примером для героев Великой Отечественной, а их боевые подвиги стали образцом для подражания нынешних воинов, в том числе и национальных формирований.
"Всегда и везде, у любого народа России главным занятием и заботой мужчины была защита своей родины, своего народа, своей семьи. Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда под ружье вставали национальные формирования. Дело в том, что традицию формирования национальных воинских частей РККА имела с первых дней своего существования, однако к середине 20-х годов ХХ века их количество было крайне невелико, а в марте 1938 года специальным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О национальных частях и формированиях РККА" был введен единый общенациональный порядок прохождения воинской службы для представителей всех национальностей страны", - рассказал аналитик.
В то же время он заметил, что тяжелая ситуация начала войны заставила советское правительство отказаться от этого принципа. "Формирование национальных частей РККА вновь началось в августе 1941 года, когда по решению ГКО была создана 201-я Латышская стрелковая дивизия, на 90 % сформированная из жителей Латвийской ССР и более чем наполовину состоявшая из латышей. За годы войны национальные части были сформированы в 11 союзных республиках. Всего в РККА было сформировано 66 национальных воинских соединений - 26 стрелковых и горнострелковых дивизий, 22 кавалерийские дивизии и 18 стрелковых бригад. Из этого числа 37 национальных воинских соединений участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны", - рассказал Евгений Николайчук, добавив, что большая часть из них была сформирована из народов Северного Кавказа и Закавказья – наиболее воинственных и практически подготовленных воинов.
"Азербайджан был представлен 12-ю дивизиями, Армения – 6-ю дивизиями, Грузия – 9-ю дивизиями и одним полком, Чечено-Ингушетия и Кабардино-Балкария имели по одной кавалерийской дивизии. Даже небольшие по численности населения Башкирия предоставила фронту три, а Калмыкия – две национальных дивизии. Против немецко-фашистских захватчиков воевали и таджикские, туркменские, узбекские, казахские, киргизские и прибалтийские национальные соединения. Многие воинские подразделения за время своего существования меняли свою нумерацию и названия, а в ряде случаев теряли и свою национальную принадлежность, и просуществовали в Советской Армии до середины 50-х годов прошлого века", - сообщил аналитик.
"Впрочем, на этом не закончилось: например, в 1980-м году был создан 177-й Отдельный отряд специального назначения ГРУ, который создавался на базе 22-й отдельной бригады специального назначения Среднеазиатского военного округа в городе Капчагай Казахской ССР и на 70% состоял из лиц уйгурской национальности. Он создавался с целью ведения возможных боевых действий на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР в период обострения советско-китайских отношений. Но в наименовании подразделения слово "уйгурский" не упоминалось, и сам факт существования подобного подразделения долгое время вообще не афишировался. Правда, и просуществовало оно не более года", - заключил Евгений Николайчук.