Шесть фактов, которые необходимо знать об экономических перспективах Кавказа и Центральной Азии
Читать на сайте Вестник КавказаОжидается, что экономический рост Кавказа и Центральной Азии в этом году достигнет 3,1%, поднявшись с уровня в 2,4% в 2016 году, благодаря улучшению внешней среды - более устойчивого роста в России, улучшения перспектив Китая и частичного восстановления цен на сырьевые товары. Чтобы обеспечить рост на уровне предыдущего десятилетия, региону необходимо будет приступить к фундаментальным реформам для повышения экономической устойчивости и снижения зависимости от экспорта сырьевых товаров и денежных переводов. Об этом в статье Six Things to Know About the Economic Outlook for the Caucasus and Central Asia пишет International Monetary Fund со ссылкой на новый региональный прогноз МВФ.
Обзор перспектив развития региональной экономики в регионах Ближнего Востока и Центральной Азии был официально представлен МВФ 2 мая в Дубае и 4 мая в Алма-Ате. В нем содержаться 6 фактов, которые необходимо знать о текущих перспективах роста региона и политике их укрепления.
1. Рост будет продолжаться в 2017 году по мере улучшения внешних факторов. После неудачного 2016 года ожидается, что рост составит 3,1% в 2017 году и 4,1% в 2018 году. Это во многом связано с более устойчивым ростом в России, улучшением перспектив для Китая и частичным восстановлением цен на сырьевые товары.
2. Финансовая поддержка и валютная корректировка помогли смягчить некоторые последствия внешних потрясений. Увеличение государственных расходов обеспечило столь необходимую поддержку внутреннего спроса. В то же время обесценивание валюты во многих случаях частично компенсировалось фискальными и внешними потерями, связанными со снижением цен на сырьевые товары и замедлением денежных переводов. Амортизация помогла сохранить стоимость внешних и налоговых поступлений в местной валюте и сделала экспорт более привлекательным.
3. Но эти действия также сделали регион более уязвимым - с более высокими дефицитами и задолженностью. С подавлением бюджетных доходов более высокие государственные расходы привели к более широким бюджетным дефицитам, особенно среди импортеров нефти, таких как Киргизия, фактически сузив пространство для того, чтобы справляться с будущими потрясениями. Государственный долг, который по-прежнему остается низким по сравнению с международными стандартами, увеличился во многих странах, и ожидается дальнейшее накопление задолженности в течение следующих нескольких лет. Значительную роль сыграло также обесценение валюты - почти половина увеличения государственного долга с 2014 года была обусловлена изменениями в стоимости, поскольку значительная доля госдолга выражена в иностранной валюте.
4. Нужна фискальная консолидация, которая должна включать как расходы, так и доходы. Страны предприняли шаги по сокращению государственных инвестиций, что в некоторых случаях отражает соответствующее изменение прошлых инвестиционных бумов, которые привели к незначительному улучшению производительности или роста. В более широком плане странам необходимо повысить эффективность государственных расходов и сохранить важнейшие социальные расходы, которые защищают наиболее уязвимые слои населения. Страны должны также выявлять новые источники доходов, которые уменьшили бы их зависимость от сырьевых товаров.
5. Слабые стороны финансового сектора требуют изменений. Экономический спад в сочетании с обесцениванием обменного курса сильно ударил по долларизованным финансовым секторам. За редкими исключениями, реструктурированные и просроченные кредиты увеличились по мере роста стоимости заимствований в иностранной валюте, кредитования, а банки потратили резервы, стремясь защитить себя в трудные времена. Для решения этих проблем финансового сектора крайне важно выявить плохие кредиты и потребности в капитале, а также обеспечить поддержку проблемных банков на жестких условиях. Кроме того, ликвидация плохих активов и открытость для нового капитала должны осуществляться прозрачно и таким образом, чтобы способствовать конкуренции. Необходимо укрепить механизмы регулирования кризисов, а также обеспечить полное соблюдение этого регулирования.
6. Структурные реформы важнее, чем когда-либо, для поддержания более высокого роста. Ожидается, что среднесрочный рост будет оставаться ниже исторического среднего показателя, что отражает слабые внешние перспективы и препятствия на пути внутреннего роста: слабые финансовые сектора и отсутствие диверсификации в условиях неэффективной деловой среды. Реформы, направленные на избавление от сырьевой зависимости, зависимости от денежных переводов, такие как программа ”100 конкретных шагов” в Казахстане и четырехступенчатый план реформ в Грузии, помогут странам достичь этой цели при одновременном повышении устойчивости к внешним потрясениям. Однако из-за улучшения внешних условий существует риск того, что такие реформы могут быть отсрочены. Это потенциально может помешать дальнейшему повышению уровня жизни в регионе.