Казахстан занялся возобновляемой энергией

Читать на сайте Вестник Кавказа

Опыт Казахстана в энергетике в основном связан с ископаемым топливом. Открытие огромных запасов нефти и газа на месторождениях Тенгиз и Кашаган в конце 1990-х и начале 2000-х годов послужило основой для активного экономического развития Казахстана после распада Советского Союза. Страна также владеет большими запасами антрацита и битуминозного угля. Около 75% казахстанской электроэнергии и тепла вырабатывается угольными электростанциями, расположенными в непосредственной близости от угольных шахт на северо-востоке страны.

Между тем, как пишет The Diplomat в статье Kazakhstan's Renewable Energy Quest, с советских времен в стране появились проекты по развитию традиционных возобновляемых источников энергии, прежде всего крупные гидро и геотермальные проекты. Но в конце 2000-х годов она начала проводить более либеральную политику, направленную на использование хороших топологических условий страны для развития ветровых, солнечных и малых гидроэлектростанций.

Первый значимый шаг был сделан в 2009 году, когда правительство Казахстана приняло закон о поддержке развития проектов в области возобновляемых источников энергии. Первый вариант был расплывчатым, в нем отсутствовала четкая нормативная составляющая. Однако с тех пор существующее законодательство было изменено. Конкурентные льготные тарифы были введены в 2013 году, а закон о зеленой экономике был принят в 2015 году. Правительство Казахстана также поставило амбициозные цели по декарбонизации и обеспечению энергоэффективности: планируется, что к 2050 году возобновляемые энергоресурсы будут составлять 50% энергокомплекса, а энергоэффективность в тяжелой промышленности, являющейся крупнейшим источником выбросов углекислого газа, будет повышена на 3% в год.

Наряду с этим правительство Казахстана тесно сотрудничало с рядом институтов финансирования развития, таких как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР), для того, чтобы его политика соответствовала международным стандартам, а коррупция в ключевых секторах была сокращена. Эта приверженность развитию возобновляемых источников энергии была позитивно воспринята потенциальными инвесторами. В Казахстане считают это рациональным средством диверсификации энергетического баланса и стимулирования экономического роста. Несмотря на это, некоторые важные вопросы, связанные с ухудшением или отсутствием требуемой инфраструктуры, медленным ростом, коррупционными и правовыми рисками, остаются нерешенными. Эти проблемы должны быть надлежащим образом решены, если Казахстан хочет достичь своей цели по возобновляемой энергии.

Краткая история энергетической инфраструктуры Казахстана
В казахстанской энергетической системе проявляются методология и приоритеты Советского Союза. Энергосистема на севере Казахстана привязана к российской, а на юге к Объединенной энергетической системе Центральной Азии, региональной энергетической сети советской эпохи, позволявшей бороться с сезонным дефицитом электричества в регионе.
Однако распад Советского Союза разрушил эту модель и привел к повышению уровня энергетической самообеспеченности во всем регионе. После этого региональный рынок электроэнергии практически исчез, поскольку страны Центральной Азии поставили развитие своих собственных мощностей в приоритет. Правительство Казахстана инвестировало значительные средства в новую инфраструктуру термоэлектрической энергии для удовлетворения растущего спроса и обеспечения энергетической безопасности, но было сделано слишком мало для модернизации существующей инфраструктуры генерации или передачи и распределения. Например, строительство линий передачи с севера на юг, связывающих крупнейший город страны Алма-Ату с севером Казахстана, частично способствовало снижению зависимости страны от ее соседей в конце 1990-х и середине 2000-х годов. Однако не были решены проблемы недостаточной производительности, которые только усугубились в прошедшие годы, поскольку со временем состояние этой инфраструктуры лишь ухудшалось.
Сегодня это централизованная и негибкой система, которая слишком полагается на неэффективные термоэлектрические станции и инфраструктуру передачи и распределения, которая регулярно фиксирует потерю производительности на 15-33%. Вырабатываемой энергии недостаточно для удовлетворения спроса, и хотя страна импортирует электроэнергию из России, Киргизии и Узбекистана для восполнения дефицита, запланированные отключения электроэнергии в Алма-Ате и Астане нередки.



Эволюционирующий рынок электроэнергии
Возобновляемые источники энергии рассматриваются как потенциальная панацея от дефицита электроэнергии. Однако их успех будет зависеть от модернизации и расширения инфраструктуры передачи и распределения, а также от развития новых электростанций. Поскольку правительство Казахстана не способно выделить на эти необходимые средства, можно ожидать, что институциональные инвесторы предоставят свою помощь. Реальность такова, что модернизация электросетей требует больших денег, и в Казахстане это исторически нерентабельное дело.
Основная причина этого носит политический характер. И тарифы, взимаемые с предприятий за потребление энергии, и налоги, уплачиваемые жителями страны, удерживаются правительством на уровне ниже себестоимости, что субсидировало эту разницу. Хотя некоторые из этих факторов могут быть объяснены тем, что Казахстан уже давно полагается на большие запасы дешевого угля, проблема заключается в том, что резкое повышение цен на электроэнергию, вызванное развитием возобновляемых источников энергии, может привести к недовольству в стране, где среднемесячная заработная плата составляет менее $600.

Поддержание искусственно низких цен на электроэнергию не прошло бесследно. Несмотря на то, что стране удалось не допустить политических беспорядков, она лишилась большинства потенциальных инвестиций в свой энергетический сектор, что привело к дефициту электроэнергии, описанному выше. Есть признаки того, что правительство начинает серьезно задумается о переходе к конкурентной энергетике. Например, в 2013 году правительство Казахстана ввело фиксированные 15-летние льготные тарифы на электроэнергию, вырабатываемую ветровыми, солнечными и малыми гидростанциями, что гарантирует возврат средств инвесторам. Эти и другие стратегии, принятые между 2013-2015 годами, были разработаны совместно с ЕБРР в качестве ответа на сохраняющиеся опасения инвесторов, такие как обязательное подключение к инфраструктуре передачи и распределения, а также приоритетная передача электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников.
Тем не менее нельзя сказать, что эти инвестиции сыграли большую роль в привлечении инвесторов. Большинство крупных проектов, связанных с солнечной и ветряной энергией, которые были разработаны в Казахстане, такие как ветряная электростанция Ерейментау и солнечная электростанция Бурное, финансируются казахстанскими государственными компаниями, ЕБРР и/или другими институтами. Проекты в области возобновляемой энергетики не смогли стимулировать значительные инвестиции со стороны институциональных инвесторов, которых в первую очередь интересуют доходы, а не содействие постепенному развитию сектора возобновляемых источников энергии в Казахстане.
Отчасти это связано с недавней нестабильностью тенге. Переход страны к плавающему курсу в 2016 году привел к резкому снижению стоимости фиксированных тарифов, ограничив потенциальную отдачу от инвестиций и поставив под угрозу дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии. Новые тарифы, учитывающие валютные риски, были введены правительством Казахстана в апреле 2017 года, но пока еще слишком рано оценивать их эффективность.



Эксплуатационные расходы
Ландшафт Казахстана подходит для развития возобновляемых источников энергии. На более 50% территории страны, особенно в северных районах, средняя скорость ветра составляет 4-6 метров в секунду, что делает ее пригодной для постройки ветровых электростанций общего назначения, в то время как южный Казахстан идеален для развития солнечной энергии. Это важно, поскольку Алма-Ата расположена на крайнем юге страны вдали от большинства существующих источников энергии. Развитие возобновляемых источников энергии как на севере, так и юге страны, может ограничить необходимость строительства инфраструктуры для передачи электроэнергии на большие расстояния, снизив потерю мощностей и объемы импортируемой энергии из других государств Центральной Азии. 
Однако как и в других схожих странах, места, наиболее подходящие для развития возобновляемых источников энергии, находятся в сельских районах, удаленных от существующей инфраструктуры передачи и распределения. Поэтому стоимость строительства новых объектов будет выше, и разработчики проекта должны будут согласовать эти вопросы с оператором электроэнергетической системы Казахстана KEGOC, энергетической компанией Алатау Жарык Компаниясы и другими федеральными и региональными органами. Излишние расходы уже привели к отсрочке или отмене нескольких других перспективных проектов в области ветроэнергетики на севере и северо-западе страны. К тому же процесс сетевого подключения, несмотря на некоторое улучшение, достаточно сложен и занимает много времени. Таким образом Казахстан уступает некоторым другим развивающимся рынкам со значительным потенциалом в области возобновляемых источников энергии. 
Расходы на импорт и транспортировку компонентов, используемых для строительства проектов в области возобновляемых источников энергии, также будут выше, чем в других странах. Это связано с тем, что в настоящее время в Казахстане нет местного производственного сектора, который бы смог заняться разработкой специализированных компонентов, используемых в ветровых турбинах. У него имеются лишь ограниченные возможности разработки пластин или других компонентов, используемых в солнечных панелях. Из-за этого требуется учитывать дополнительные транспортные и логистические расходы, требуемые для перевозки этих компонентов из других стран. Это делает Казахстан менее привлекательным инвестиционно по сравнению с другими потенциальными направлениям, таким как Китай, Уругвай, Кения и Замбия, которые, помимо желания активно развивать возобновляемые источники энергии, также создали сравнительно жизнеспособные местные цепочки поставок.

Внутренние риски
Реализация потенциала Казахстана в области возобновляемой энергетики будет невозможна, если не будут решены проблемы с коррупцией. Отсутствие прозрачности и непоследовательность в законодательстве уже давно воспринимаются инвесторами как сдерживающий фактор. Они же будут влиять на инвестиции в развитие возобновляемые источники энергии. Еще в 2016 году эти опасения были названы препятствием номер один для крупных инвестиций в Казахстан. Низкий уровень инвестиций из Европы и Соединенных Штатов подтверждает это. Несмотря на то, что за последние 12 лет страны вложили в экономику Казахстана более $30 млрд, эта сумма составляет лишь небольшую часть инвестиционного потенциала Казахстана.
Одной из основных причин этого является его правовая база. Хотя она более устойчива по сравнению со многими другими бывшими советскими республиками, действующее законодательство не соответствует международным стандартам. Общий инвестиционный климат в стране регулируется серией из шести законов, которые были введены в период с 2003 по 2011 год. В 2004 году было принято дополнительное законодательство по конкретным секторам энергетики, в 2009 году в него были внесены поправки с целью привлечения инвестиций посредством более конкурентоспособной тарифной системы.
Законодательством о коммунальных услугах установлены два основных метода - соглашение с правительством или прямое соглашение с Министерством инвестиций и развития - посредством которых международные инвесторы или разработчики проектов могут участвовать в проектах энергетического сектора Казахстана. В этом законодательстве также говорится о том, как компания может получить доступ к любым существующим преимуществам, предоставляемым правительством страны. Общая инвестиционная структура страны законодательно ограничивает способность правительства вмешиваться в деятельность международных компаний и устанавливает нормы прозрачности государственных контрактов.
В период с 2014 по 2015 год правительство приняло четыре дополнения в антикоррупционное законодательство, которые определяют взяточничество и другие виды коррупции как уголовные преступления и устанавливают нормы поведения для чиновников. Эти меры были приняты в рамках более широкой правительственной инициативы, которая называется 100 конкретных шагов. Помимо прочего она была разработана для борьбы с коррупцией и упорядочения процесса заключения государственных контрактов.
Несмотря на существование этой программы, по данным Transparency International, в 2016 году Казахстан занял 131-е место в индексе восприятия коррупции. Нерегулярное и непоследовательное выполнение законов и регулирующих норм по-прежнему широко распространено. Неисполнение законодательства, регулирующего аукционы в области энергетики, и требований, касающихся доли местного компонента в энергетике, рассматриваются как меры, помогающие приближенным к правительству Казахстана. Недавно ЕБРР проанализировал законы, регулирующие государственно-частные партнерства. Проверка показала, что они отсутствуют в некоторых ключевых секторах или недостаточно эффективны. 
Стоит добавить, что зачастую используются такие тактики, как безосновательное выписывание штрафов или незапланированные проверки. Это делается для того, чтобы оказать давление на иностранные компании, заставить их подчиниться каким-то требованиям или дать взятку чиновнику.

Важно отметить, что проблемы с коррупцией не были полностью проигнорированы должностными лицами Астаны. Инициатива ″100 конкретных шагов″ является примером того, что страна действительно стремится к сокращению масштабов коррупции в стране. Такие организации как Всемирный банк, Всемирный экономический форум и Фонд "Наследие" признали усилия правительства Казахстана по сокращению бюрократии, упрощению процедуры лицензирования, а также формированию законодательства, позволяющего эффективно бороться с коррупцией. Показатели страны улучшились в семи из десяти категорий, которые включены в последний индекс ведения бизнеса Всемирного банка, а в 2017 году она оказалась выше Турции, Коста-Рики и Колумбии в индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. 



Взгляд в будущее
Желание Казахстана развивать возобновляемые источники энергии - амбициозный шаг, способный значительно увеличить прямые иностранные инвестиции и диверсифицировать структуру производства электроэнергии в стране. Казахстан разработал законодательство, способствующее этому развитию, провел работу с такими институтами как ЕБРР и АБР, принял политические механизмы и антикоррупционные законодательство, облегчив беспокойство инвесторов, и привел свою правовую базу в соответствие с международными стандартами.
Однако успех этого сектора не гарантирован, он почти наверняка столкнется с препятствиями, которые угрожают подорвать его развитие. Многие из этих проблем были унаследованы от Советского Союза, часть из них появились в более поздний период, когда страна слишком акцентировала внимание на энергетической самодостаточности, и поэтому будет трудно их решить. Тем не менее страна уже наметила потенциально правильный путь. Этот путь должен продолжаться, чтобы развитие возобновляемых источников энергии в Казахстане прошло успешно.