Пять факторов превращения Европы в зону конфронтации
Читать на сайте Вестник КавказаОтношения между Россией и НАТО находятся на самом низком уровне после окончания ”холодной войны”, но Москва готова их наладить. ”Мы открыты для возобновления полномасштабного диалога и взаимодействия с НАТО. Главное, чтобы этот процесс проходил на равной, доверительной и конструктивной основе”, - цитирует China.org начальника Генштаба России Валерия Герасимова, выступившего на VI Московской конференции по международной безопасности
В статье Russia ready to mend ties with NATO, ссылаясь на Герасимова, China.org пишет, что НАТО обвиняет Россию в том, что она является основным источником военных угроз, а сам альянс увеличивает масштабы военной деятельности. По словам Герасимова, расширение НАТО и развертывание системы противоракетной обороны в Европе нарушают равновесие сил в регионе и повышают риск военных инцидентов. Помимо этого, европейские страны предоставляют Киеву военную помощь, провоцируя его на продолжение вооруженной конфронтации на юго-востоке Украины, сказал российский генерал. ”В результате доверие между Россией и Западом катастрофически уменьшается”, - сказал Герасимов. По его мнению, отсутствие тесного сотрудничества России и Запада в области борьбы с терроризмом создает благоприятные условия для деятельности ИГИЛ, запрещенной в России.
Между тем, как передает корреспондент ″Вестника Кавказа″ с конференции по безопасности, Герасимов назвал всего пять факторов превращения Европы в зону повышенной напряженности и конфронтации.
Первый. Ухудшение отношений между Россией и НАТО. Решениями саммита НАТО в Великобритании и Польше закреплено, что Россия является главным источником военных угроз. В этой связи резко возросли масштабы военной деятельности Североатлантического альянса на восточном фланге. Увеличивается численность сил первоочередного задействования, а также иностранных воинских контингентов в Восточной Европе. Дополнительные формирования и штабная инфраструктура размещаются в странах Балтии, Польше, Румынии и Болгарии. По всей линии соприкосновения Россия–НАТО накапливаются наступательные вооружения. Наращивается емкость аэродромов и портов. Создаются центры для хранения запасов материальных средств. Это позволит альянсу оперативно нарастить свою группировку за счет переброски в регион сил первоочередного задействования НАТО. Также негативное влияние на региональную безопасность оказывают планы Пентагона по модернизации тактических ядерных боеприпасов и мест их хранения в Европе. Это порядка двухсот авиабомб, размещенных в Бельгии, Италии, Нидерландах, ФРГ и Турции. Пилоты стран НАТО, не обладающих ядерным оружием, привлекаются к тренировкам по его применению. Это является прямым нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия. Активизируется разведывательная деятельность альянса по периметру границ Российской Федерации. За последние два года в Восточноевропейском регионе почти в два раза увеличилось количество мероприятий оперативной и боевой подготовки объединенных вооруженных сил НАТО.
Второй фактор связан с развертыванием в Европе системы ПРО НАТО. Сегодня она выведена на уровень начальной оперативной готовности. В ее состав включены наземный противоракетный комплекс "Иджис эшор" в Румынии, форсируются работы по развертыванию к 2018 году американских противоракет на территории Польши. На базе ПРО в Румынии размещены универсальные пусковые установки, с которых могут осуществляться пуски не только противоракет, но и крылатых ракет ”Томагавк”. Такие же установки планируется развернуть в Польше. В результате под прицелом крылатых ракет окажутся все стратегические объекты, расположенные в европейской части России.
Третий дестабилизирующий фактор — неурегулированные конфликты. Особенно негативное влияние на обстановку в Европе оказывает вооруженное противостояние на юго-востоке Украины. Его урегулирование возможно только политическим путем. Однако европейские страны оказывают военную помощь киевскому режиму, тем самым провоцируя его на продолжение войны.
Четвертый фактор — возрастание угрозы терроризма и радикализма в Европейском регионе. Рост угрозы стимулируется увеличением миграционных потоков в Европу из нестабильных стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Пятый фактор связан с зарождением новых вызовов безопасности в киберпространстве. Североатлантическим альянсом начата практическая отработка порядка введения в действие статьи 5 (”Коллективная оборона”) Вашингтонского договора в случае кибератаки на технические средства систем государственного и военного управления стран-участниц НАТО. Но в современных условиях истинные источники подобных атак идентифицировать практически невозможно. В этой связи появляется возможность абсолютно бездоказательно назначать виновных и воздействовать на них военными методами.