Деловой климат Арктики изменится в лучшую сторону?
Читать на сайте Вестник КавказаПосле недавно проведенного Арктического саммита в Архангельске и буровых работы компании "Роснефть" в море Лаптевых стало очевидно, что Россия возвращается к добыче на шельфе Арктики. Санкции ЕС и США по-прежнему не дают западным компаниям полноценно участвовать в российских арктических проектах. Кроме того, по словам министра энергетики России Александра Новака, чтобы добыча в Арктике приносила прибыль, цены должны достичь уровня не менее 70 долларов за баррель. Является ли это всего лишь политическим позерством или деловой климат Арктики действительно может измениться в лучшую сторону? Таким вопросом задается Oil Price в материале Low Oil Prices Won’t Deter Russia From Arctic Drilling.
"Роснефть", главная российская нефтяная компания в Арктике, возобновила деятельность в северных морях, пробурив Центрально-Ольгинскую скважину в море Лаптевых. В ″Роснефти″ также заявили о намерении возобновить бурение в Баренцевом море в следующем году и в Карском море в течение двух лет, обязуясь вести буровые работы на всем российском участке региона. Политический аспект такого шага очевиден - Россия демонстрирует, что санкции не смогли помешать нефтяному сектору страны. При этом остается возможность начала арктических проектов в сотрудничестве с ExxonMobil, которое, как ожидается, будет возобновлено в 2019 году, или Statoil, которое продолжается до сих пор, хотя и при более медленных темпах. (На днях Министерство финансов США, проведя консультации с президентом Дональдом Трампом, приняло решение не делать для Exxon и других американских компаний исключений из санкционного режима в отношении РФ, разрешая им бурение в России, - прим. ″ВК)
Начать буровые работы на Центрально-Ольгинском месторождении было поручено президентом Путиным, что подчеркивает роль ″Роснефти″ в освоении ресурсов Арктики. Возобновление работ в Арктике совпало с планами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды России по либерализации выдачи лицензий на работы на шельфе. Согласно нынешнему законодательству, принятому еще в 2008 году, только государственные компании ″Газпром″ и "Роснефть" имеют право проводить работы в шельфовых зонах России, в результате чего даже крупные нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ или НОВАТЭК, остаются за бортом.
Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской считает, что месторождения в территориальных водах России, т.е. в 12 морских милях от берега, должны быть открыты для частных компаний. Это не решит арктическую проблему России, так как большинство действительно привлекательных месторождений находятся еще дальше в море (например, недавно открытое месторождение Победа находится в 250 км от берега, а Штокмановское месторождение с запасами в 3,94 трлн кубических метров газа - в 550 км). Однако это даст надежду на то, что в российских шельфовых проектах появится конкуренция.
В настоящее время в российском секторе арктического шельфа находится только одно рабочее месторождение - Приразломное месторождение ″Газпром нефти″, которое приносит прибыль лишь при ценах около 70 долларов за баррель, о которых говорил министр энергетики. Цены все еще отстают от желаемого уровня примерно на 15 долларов, так что уже три года месторождение приносит убытки. Подобные трудности с проектами в Арктике испытывает не только Россия. Норвежское месторождение ″Голиаф″ станет прибыльным, только если цены не будут опускаться ниже 90 долларов за баррель в течение многих лет. Канада совместно с Белым домом вообще запретили бурение на арктическом шельфе, однако подобное решение связано не только с экологическими проблемами, но и с дороговизной проектов.
Можно сделать вывод, что последние действия России в Арктике содержат несколько важных посланий. Этот регион станет одним из важнейших фронтов добычи ″Роснефти - крупнейшей национальной нефтяной компании мира. Показательно, что прилегающий к региону Восточно-Таймырский блок был отдан ЛУКОЙЛу, однако, по распоряжению правительства, "Роснефть" получила его более богатое ресурсами продолжение, первоначально названное Хатангским блоком, в декабре 2015 года без проведения какого-либо аукциона. Российское правительство также демонстрирует, что может помочь компаниям, бурящим в Арктике, справиться с финансовыми убытками, предоставляя льготные условия (никаких экспортных пошлин, льготные налоги на добычу 4,5-5%).
Тем не менее следует ожидать много неожиданных поворотов в Арктике. Например, Приразломное месторождение, производящее около 75 000 баррелей в сутки в настоящее время, сумело найти клиентов в странах западной Европы, таких как Нидерланды или Великобритания. Однако если уровень добычи будет расти, российским компаниям следует действовать аккуратнее, чтобы не перенасытить европейский рынок и, как итог, не искать покупателей в других регионах.
Даже если в среднесрочной перспективе цены на нефть превысят порог в 70 долларов за баррель, у арктической нефти по-прежнему будет очень серьезный конкурент в России - арктический газ. Несмотря на то, что в прошлом многие крупные проекты, такие как Штокмановское газовое месторождение, оказались невыгодными (первоначально предполагалось поставлять сжиженный природный газ в Соединенные Штаты, но эти планы не получилось реализовать из-за возрождения добычи сланцевого газа), ряд проектов все еще получает активную поддержку российских властей. Одним из таких является проект НОВАТЭК ″Ямал СПГ″. Первые поставки должны начаться в октябре. ″Ямал СПГ″ освобождается от экспортных пошлин и налога на имущество в первые 12 лет, НОВАТЭК платит за него меньший налог на прибыль и получает огромную государственную поддержку в виде многомиллиардных займов от государственных банков. Если все пойдет хорошо, то после ввода в эксплуатацию ″Ямал СПГ″ НОВАТЭК сможет запустить ″Арктик СПГ-2″, который увеличит общую добычу проектов ″Арктик СПГ″ до 33,6 млн тонн в год (17,6 и 16 млн тонн соответственно). Хотя Приразломное месторождение также получает поддержку со стороны российских властей, маловероятно, что новые проекты в Арктике будут более приоритетными, чем СПГ проекты, которые станут ключевым элементом энергетической политики России в ближайшие годы.