Россия выйдет на третье место среди основных поставщиков товаров на рынок Евросоюза

Читать на сайте Вестник Кавказа

Рост российской экономики в этом году составит 1,2%, а в следующем — 1,8%. Такие данные в рамках макроэкономического прогноза представили Институт Гайдара, РАНХиГС и Всероссийская академия внешней торговли на 2017−2018 годы. По словам директора по научной работе Института экономической политики им. Гайдара Сергея Дробышевского, эти показатели несколько скромнее по сравнению с предыдущим прогнозом (1,6% — в 2017 году, 2% — в 2018 году). Корректировка связана с неожиданным изменением статистики за 2015−2016 годов.

Сергей Дробышевский

По мнению директора Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александра Кнобеля, если бы исследователь смотрел бы на динамику торговли, инвестиций, потоков рабочей силы между Россией и Европейским союзом, сравнивал бы это с другими макроэкономическими показателями, он бы вряд ли смог бы сделать вывод, что в этом есть какая-то существенная политическая составляющая. Исключением эксперт назвал введение контрсанкций в 2014 году, которое заблокировало импортные потоки определенных товарных групп, отметив при этом: ″Это уже отыграло свою роль в 2014 году, а если мы сравниваем 2016 год с 2015 годом, то уже все остальные реакции абсолютно рыночные″.

По словам Кнобеля, ″мы в целом в таких стоимостных объемах немножко теряем свои позиции на европейском рынке. Если в лучшие годы мы занимали второе место после Китая, в основном мы занимали третье место в качестве поставщика для ЕС после США и Китая, то сейчас мы опустились на третье место, пропустив вперед Швейцарию. Доля у нас уменьшилась с 8% до 7%. Это не связанно с тем, что корзина, которую мы поставляем на рынки Европейского союза, состоит из тех товаров, на которые упали мировые цены и цены на рынках ЕС. А трубопроводному газу мы даже нарастили долю на рынке Европейского союза, теперь она составляет 42% вместо 40% в прошлом году. По нефти мы тоже выросли до 32%. То есть по сырьевым энергетическим товарам мы даже увеличили свою долю, но из-за известного падения мировых цен на энергоресурсы, в стоимостных объемах эти поставки снизились″.

Александр Кнобель

То же самое, по словам эксперта, касается не только газовых и нефтяных товаров, но и товаров средней степени переработки – металлов: ″На них тоже снизились цены несмотря на то, что мы по отдельным позициям и по отдельным рынкам не только нарастили физические объемы поставок, но и даже увеличили долю по этим позициям на Европейском рынке. Это касается и цветных металлов, и черных металлов, и газа, и нефти, и нефтепродуктов. Но поскольку цены на эти товары снизились, из-за этого и наше присутствие на европейском рынке в стоимостном объеме тоже уменьшилось″.

Однако, как заявил Кнобель, уже в этом году тенденция несколько меняется: ″И цены на энергоносители выше, чем в прошлом году в это же время, и цены на металлы, удобрения и другую продукцию средней переработки тоже выросли. Поэтому и наша доля на европейском рынке в этом году будет выше. Те объемы поставок газа, которые мы нарастили, были увеличены по украинскому направлению. Сейчас где-то 43-45% трубопроводного газа, поставляемого в Европу, прокачивается именно через украинскую территорию. А через Беларусь наоборот, увеличения практически не произошло″.

″С Европейским союзом у нас взаимодействие продолжается. В части торговли, оно не сильно искажается из-за того санкционного режима, который между нашими странами действует. По инвестициям тоже сюрпризов нет. В этом году мы прогнозируем увеличение доли Европейского союза для нас как торгового партнера и некоторое восстановление до уровня 2014 года за счет роста цен на основную продукцию российского экспорта в ЕС. И наше присутствие на европейском рынке за счет этого фактора несколько увеличится. Мы опять выйдем на третье место основных поставщиков товаров на рынок Евросоюза″, заявил эксперт.