Матвей Катков на Вести.FM: Польский вопрос в Российской империи возник как внешнеполитический
Читать на сайте Вестник КавказаДля России начала XIX века польский вопрос следует рассматривать как преимущественно внешнеполитический, заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик информационно-аналитического агентства "Вестник Кавказа" Матвей Катков.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой ведущие Георгий Саралидзе и Владимир Аверин обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшняя передача была посвящена теме польского вопроса в истории России.
Матвей Катков пояснил, что существенные изменения политической карты Европы после Наполеоновских войн, в том числе вхождение Польши в состав Российской империи, затронули интересы великих держав, участвовавших в разделе Речи Посполитой в конце XVIII века – Австрии и Пруссии. "Для внутриполитической обстановки польский вопрос являлся частью глобальной политики по расширению западных границ государства, органически сочетаясь, в частности, с присоединением Финляндии. Напомню, что в первой четверти XIX века территория России в целом сильно расширилась, в нее вошли Грузия, большая часть Азербайджана, современная Молдавия", - отметил он.
Россия проводила в отношении Царства Польского либеральную политику, что, однако не спасало от восстаний. "На либерализм Санкт-Петербурга очень рассчитывали как шляхта, так и российские либеральные бюрократы Александровской эпохи. В 1815 году в Царстве Польском была введена Конституция, закрепившая полномочия сейма и права польской шляхты. Разумеется, часть шляхты стремилась к обретению национальной независимости, как друг детства Александра I Адам Чарторыйский, и эти стремления выливались в восстания, продолжавшие курс, начатый еще Тадеушем Костюшко в конце XVIII века", - сказал аналитик "Вестника Кавказа".
При этом восстания неизбежно проваливались. "Идеи, вынашиваемые шляхтой, практически никогда не проникали в массовое сознание польских крестьян, эксплуатация которых часто была гораздо жестче, чем крепостное право в России. Поэтому дворянские, шляхетские идеи о вольнице и национальной независимости крайне редко были популярны среди крестьян. В этом заключается главная причина поражения польских восстаний – нет надежной опоры среди большинства населения", - обратил внимание Матвей Катков.
"Очень любопытен лозунг, под которым проходило польское восстание 1830-1831 годов: "За вашу и нашу свободу". Восстание, носящее ярко выраженный национальный характер, использовало такой лозунг. Имелось недовольство наместником Константином Павловичем, братом российского императора, и политической конъюнктурой, однако не было вражды с русским народом. Напротив, в какой-то степени восстание подавалось как идущее во благо самого русского народа, за его свободу тоже. Это очень нехарактерно для национальных восстаний, и очень показательно, на мой взгляд", - подчеркнул аналитик "Вестника Кавказа".
В завершении своей речи Матвей Катков указал, что в дальнейшем польским вопросом часто будут пользоваться иностранные державы в своих политических целях. "В частности, такая попытка, пусть и неудачная, будет предпринята в годы Крымской войны", - заключил он.