Заоблачная тарифная политика

Читать на сайте Вестник Кавказа
Тот, кто летает из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии в Москву знает, что из Нальчика до российской столицы можно долететь за 4 тыс. рублей, а из Владикавказа – за 7350 рублей. Причем расстояние от обеих северокавказских столиц до Москвы почти одно и то же.

Генеральный директор аэропорта «Владикавказ» Руслан Кузин объясняет этот парадокс несколькими обстоятельствами. Во-первых, плата за хранение горючего в Северной Осетии гораздо выше, во-вторых, тяжелые самолеты военно-транспортной авиации портят посадочную полосу Владикавказа, которую нужно реставрировать, в-третьих, кабардино-балкарские авиакомпании с трудом выживают, потому и снижают цены, в-четвертых, североосетинский уровень сервиса выше кабардино-балкарского. Что касается уровня сервиса, то согласиться трудно - в аэропорт Владикавказа вообще не ходит общественный транспорт и конкурирующие между собой водители маршруток Владикавказа и Беслана наперебой атакуют прилетевших пассажиров прямо во время выдачи багажа.

Три месяца назад североосетинские парламентарии задались целью выяснить, из чего складываются цены на авиаперевозки, после чего вице-спикер Азамат Хадиков озвучил следующее: «Средняя цена билетов экономкласса во Владикавказе – от 7 до 12 тысяч рублей, а в Нальчике – от 4 до 6 тысяч. Были приглашены руководители двух авиакомпаний «Сибирь» и «Донавиа», и в результате серьезного разговора они пообещали снизить тарифы и привести их в примерное соответствие с соседними республиками. На сегодня «Донавиа» представила документ, в котором указаны следующие тарифы: эконом-класс 50 мест – по 4,5 тыс. рублей и 46 мест – по 5 тыс. рублей. Бизнес-класс 12 мест – по 12,5 тысячи рублей. «Сибирь» сообщила, что с 5 апреля открыта продажа по веб-тарифу в размере 4 тысяч рублей плюс наценки, и получается около 5 тысяч рублей». Правда, введение веб-тарифа нельзя назвать выходом из положения, ведь речь идет о малоимущих, и далеко не у всех есть интернет и кредитная карта. Было предложение отдать дешевые билеты по 3,5 тысячи в отдельную кассу, но как там пойдет их распределение неизвестно, да и компания на этот вариант не согласна.

Между тем, по словам Хадикова, «Сибирь» не конкретизировала, какое количество билетов они продают по такой цене, а в кассах ответили очень расплывчато: «То пять, то семь», в общем, зависит то ли от спроса, то ли от настроения кассира.

При этом вице-спикер отметил договор с московской авиафирмой «Руслайн» о введении нового утреннего рейса Владикавказ-Москва (около 7 тысяч рублей). Как оказалось, завышены не только цены, но и все ставки сборов в среднем в два раза. Необоснованно дорога и услуга хранения ГСМ – 1360 рублей за тонну, отсюда и вилка в 12% в сторону увеличения стоимости топлива по сравнению с Нальчиком.

Откуда взяты такие цены, есть ли рычаги их регулирования? Во Владикавказе считают, что об этом надо задуматься и Министерству транспорта, и Федеральной антимонопольной службе, ведь авиафирмы - не республиканского подчинения. Представитель «Сибири» Казбек Цомартов разъяснил: «Донавиа лукавит. Они не указывают топливный сбор, а если его учесть, то разница незначительная».

Генеральный директор аэропорта разъяснил практику авиакомпаний: выставлять на официальный сайт базовый тариф, а уже потом добавлять на него накрутки. На вопрос спикера Ларисы Хабицовой: «Какова реальная цена для «Боинга?» господин Кузин ответили заявил: «Пяти тысяч рублей хватит, чтобы покрыть все расходы». Тогда откуда же семь? Ответ прост - есть спрос, есть предложение.

Кто руководит перелетами в Осетии - авиакампания, акционер, генеральный директор? Какую реальную власть имеет хозяин аэропорта, кто несет ответственность за перевозки? Разобраться крайне трудно. По словам господина Кузина, все пути ведут к Росавиации.