Ставки в Сирии возросли
Читать на сайте Вестник Кавказа«Cчитаю ваш визит весьма своевременным, он предоставляет столь необходимые возможности для того, чтобы, как и договаривались президенты России и США, откровенно и честно попытаться прояснить перспективы взаимодействия по всем этим вопросам, прежде всего по формированию широкого антитеррористического фронта», - сказал глава МИД РФ Сергей Лавров, встречая своего американского коллегу Рекса Тиллерсона в Москве. Отношения Москвой и Вашингтоном обострились после того, как Пентагон нанес удар крылатыми ракетами по военной авиабазе правительственных сил Сирии.
Заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД Андрей Загорский, убежден, что от развития ситуации в Сирии РФ и США могут оказаться в ситуации, когда возможно умышленное или неумышленное прямое столкновение и потери с российской и американской стороны: «Ситуация не располагает к повышению ставок в этой игре. Ставки нужно понижать. Нужно как можно быстрее восстановить каналы связи между военными, потому что получается, что мы приостановили действие мер, которые должны были помогать нам избегать столкновений с американцами. Поскольку ставки возросли, то опасность таких столкновений наиболее велика».
Загорский убежден, что необходимость такого рода мер существует не только в Сирии, но и в других регионах: «Она очевидна в районе Черного моря, в районе Балтийского моря, в Арктике. Нужно добиваться деэскалации, чтобы избежать случайностей, поскольку цепная реакция может быть опасной для всех».
Руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, эксперт РСМД Василий Кузнецов считает, что удары, которые были нанесены по Сирии, на процесс сирийского урегулирования повлияют лишь относительно: «Нельзя сказать, что они открывают какую-то новую страницу в сирийском конфликте. Многое будет зависеть от дальнейших действий. Пока что непонятно, насколько Вашингтон думает о дальнейшем вовлечении США в Сирию, и в какой форме будет это вовлечение. Не очень понятно, какие надежды получили региональные игроки, или наоборот, какие новые страхи испытали региональные игроки в связи с этими ударами, как изменится их поведение. Были довольно жесткие заявления из Турции, но насколько изменится их политика, будет зависеть от того, как они видят дальнейшие действия Вашингтона. Наконец, какова будет реакция Асада. Эти удары, как ни парадоксально, могут привести к усилению позиции Асада, а могут привести, к тому, что он станет более гибок, готов к переговорам».
По словам эксперта, тезис о необходимости политического решения конфликта сохраняет свою актуальность: «Если нужно политическое решение, значит, нужны переговоры. Если нужны переговоры, значит, нужен кто-то, кто их будет вести. Кроме Асада их вести сегодня некому. Значит, женевский формат, поддержанный астанинским форматом, остается единственным вариантом [политического урегулирования]. Возможность продолжения переговорного процесса есть».