Сахиль Бабаев: "Азербайджан намерен нарастить экспорт на российские рынки"

Читать на сайте Вестник Кавказа

О современном состоянии и перспективах российско-азербайджанских торговых отношений, а также о планах развития экономического сотрудничества Азербайджана с ЕС и странами региона «Вестнику Кавказа» рассказал заместитель министра экономики Азербайджана Сахиль Бабаев.

- Как бы вы охарактеризовали российско-азербайджанское экономическое сотрудничество?

- Наше сотрудничество длится все то время, что существуют независимые Россия и Азербайджан. Именно Россия после обретения независимости Азербайджана была для нас одним из основных рынков и экспорта, и импорта. На сегодняшний день РФ остается основным экспортером в Азербайджан, ее доля в нашем импорте достигает 20%. Одновременно это и основной экспортный рынок для нашей ненефтяной сферы: за первые три месяца этого года мы экспортировали в Россию товары ненефтяного сектора на $72 млн, то есть 27% всего ненефтяного экспорта Азербайджана. Этому способствует российско-азербайджанский договор о свободной торговле.

Традиционно мы уделяем огромное внимание российскому рынку. По поручению президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева первый торговый представитель Азербайджана был назначен именно в Россию. Сейчас он активно сотрудничает с российскими государственными органами, защищает интересы азербайджанских компаний и работает над ростом экспорта азербайджанской продукции на российский рынок. В данный момент мы работаем над созданием торгового дома Азербайджана в Москве, этот дополнительный механизм также поможет увеличению азербайджанского экспорта в РФ. Мы активно рассматриваем вариант создания логистического центра в России, по аналогии с первым азербайджанским логистическим центром в казахстанском Актау. Есть несколько вариантов, в частности, Екатеринбург как место для организации логистического центра экспорта азербайджанской продукции в Россию.

Наши товары хорошего качества и могут конкурировать в своей нише с другими товарами, несмотря на величину российского рынка, помогает этому отсутствие таможенных пошлин. Мы инвестируем существенные средства в производство сельхозтоваров в Азербайджане, и за последние несколько лет только теплицы выросли в три раза – с 1500 га до 4500 га. Около ста проектов за последние два года финансировались государством, в большинстве своем – в аграрном секторе. Я думаю, что наращиваемый потенциал позволит нам все больше увеличивать экспорт азербайджанской продукции на российские рынки.

- Означает ли это, что Азербайджан берет курс на наращивание экспорта сельхозпродукции в Россию?

- Безусловно. Но дело не только в сельском хозяйстве – это наша основная ниша в дополнение к ненефтяной индустрии, которую мы тоже активно развиваем. Мы создали индустриальные парки и инвестируем значительные средства в создание индустриальных мощностей, одним из основных рынков для которых также будет российский.

- Насколько Северный Кавказ интересен в экономическом плане для Азербайджана?

- Наш интерес к ближайшему российскому региону – Кавказу – велик, азербайджанские инвестиции в экономику РФ в целом значительны. К примеру, в Краснодаре есть завод Azersun, в Ставропольском крае есть гостиничные комплексы и строятся сейчас заводы. Кавказский рынок всегда был нам интересен, и Азербайджан будет увеличивать свое экономическое присутствие на Северном Кавказе, особенно принимая во внимание, что дистанционно мы близки и традиционно азербайджанцы очень активно ездят в республики Северного Кавказа. Мы уже наращиваем потенциал сотрудничества: около 10 разных инфраструктурных объектов уже строятся, работают и функционируют.

- Насколько различается структура азербайджанского экспорта в РФ и ЕС?

- Это зависит от требований рынка. Для наших овощей и фруктов и в целом сельхозпродукции основным рынком сбыта является Россия. В ЕС мы, в основном, экспортируем нефтяные продукты и некоторые ненефтяные продукты, в том числе, например, орехи сорта атабаба. В прошлом году совокупный экспорт фундука из Азербайджана составил свыше $100 млн. Сегодня мы находимся на четвертом месте по производству и экспорту фундука. По большей части, его покупают у нас Италия, Австрия и Германия. Конечно завозят орехи и Россия, и Украина.

- Есть ли у Азербайджана планы открыть торговые представительства в странах Европы?

- План развития сети торговых представительств, безусловно, существует. После России мы рассматриваем варианты назначения торгового представителя в арабских странах, особенно в ОАЭ, а также в Китае. После этого мы будем анализировать рынки и, в зависимости от результатов, будем определять возможность открытия торговых представительств в других странах, в том числе и в Европе. Мы должны расширять эту сеть и с ее помощью защищать интересы азербайджанских компаний и изучать возможности увеличения экспорта азербайджанской продукции.

- Намерен ли Азербайджан в будущем сфокусироваться на развитии своего логистического потенциала?

- Наша страна находится на перекрестке двух больших коридоров – север-юг и запад-восток, поэтому логистический потенциал Азербайджана огромен. Сейчас его реализация связана со строительством Бакинского международного морского торгового порта в Аляте, в данный момент мы заняты созданием масштабной свободной экономической зоны там, пользователям порта будут предоставлены существенные налоговые и другие льготы. Общая территория этой зоны будет достаточно большой и поможет нам позиционировать Азербайджан как основной транспортный хаб в регионе, с учетом тех инвестиций, которые мы вложили в транспортную инфраструктуру республики за последние годы.

Между Европой и Китаем грузооборот достигает примерно 100 млн т в год, из них больше 80% грузооборота приходится на транзит через морские пути, что занимает около 45-50 дней. По этой причине Азербайджан совместно с Грузией, Казахстаном и Турцией активно работает над созданием скоростного транспортного коридора из Китая в Европу. Уже запущены первые тестовые вагоны, рассчитано, что по нашему маршруту товар из Китая в Европу будет доезжать за 14-16 дней.

С другой стороны, грузооборот между Индией и северными регионами России и Европы достигает 30 млн т в год, индийские товары по морским путям доставляются за 50-60 дней. Ускорить их доставку позволит международный транспортный коридор "Север-Юг", для этого мы активно инвестируем в наши железные дороги, уже построен железнодорожный мост через Аракс между Ираном и Азербайджаном, и мы готовы вложить деньги в строительство недостающего участка маршрута в Иране, это участок Решт-Астара до нашей границы в 162 км. По завершении строительства этого коридора мы сможем снизить транспортировку индийских товаров до 16 дней. Это позволит нам ежегодно через Азербайджан перевозить до 10 млн т грузов по маршруту "Север-Юг", и от 30 млн т грузов по маршруту "Восток-Запад".

У нас уже есть определенные достижения: с созданием координационного совета по транзитным перевозкам был установлен верхний предел тарифа, что обеспечило полную прозрачность в этом секторе. Только за один год число транзитных грузовых машин, проходящих транзитом через Азербайджан, возросло в 2,5 раза. Путем увеличения эффективности и создания соответствующей инфраструктуры мы увеличиваем грузопоток через Азербайджан, что существенно помогает увеличить доходы государства.