Инфляция в России замедляется быстрее, чем ожидалось
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце минувшей недели Росстат опубликовал оценку ВВП за четвертый квартал 2016 года - впервые с 2014 года экономика достигла положительных темпов роста (0,3%) и вышла из рецессии. По итогам 2017 года Росстат ожидает рост экономики на уровне 1%. Главным фактором улучшения должно стать постепенное восстановление потребительских расходов, хотя рост инвестиций будет невысоким. В Росстате надеются, что восстановление внутреннего спроса будет стимулировать рост импорта, который начнет опережать увеличение экспорта. Вчера конференции в МИА «Россия сегодня» эксперты проанализировали кредитно-денежную политику и ее взаимосвязь со снижением инфляции и курсом национальной валюты, а также рассказали о ситуации в банковской системе.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Павел Трунин заявил, что снижение Банком России ключевой ставки до 9,75%, стало неожиданностью для половины игроков финансового рынка: ″У Центрального банка появились веские причины, чтобы продолжить снижать ключевую ставку. Главной причиной стало более быстрое замедление инфляции, чем ожидалось ранее. По итогам февраля в годовом выражении инфляция снизилась до 4,6%... Более быстрый процесс дезинфляции позволит Центральному банку в некотором смысле более агрессивно снижать процентную ставку″.
Отвечая на вопрос, почему инфляция снижается быстрее, чем ожидалось, Трунин заявил: ″Первая группа факторов связана с курсом рубля. И если инфляционный шок конца 2014-2015 годов был обусловлен быстрым, двукратным снижением курса к доллару, то достаточно быстрое укрепление рубля в конце прошлого года сдерживает инфляционный процесс. Это соответствует мировому опыту, что в принципе эффект переноса асимметричен. То есть когда курс снижается, то это переносится в цены практически полностью и даже с запасом. А когда рубль или любая другая валюта укрепляется, это отражается на ценах в меньшей степени″.
Второй фактор, который также оказывает влияние на более низкую инфляцию, по мнению экономиста, это рецессия и стагнация экономики: ″В январе вроде бы реальные доходы выросли, но после этого в феврале опять упали. По всей видимости ситуация в экономике стабилизируется, но этот тренд на снижение реальных доходов еще до конца не преодолен. В январе были важные разовые факторы в виде единовременной выплаты пенсионерам. А в феврале этих факторов не было, и мы увидели снижение реальных доходов. Конечно, это тоже оказывает сдерживающее давление на цены″.
Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов, говоря о динамике сбережения денежных средств как предприятий, так и населения, указал на процесс долларизации, который следует за укреплением рубля: ″За последний год достаточно значимо уменьшилась доля средств на счетах в иностранной валюте как у населения, так и у предприятий… Однако номинальный объем этих средств населения в иностранной валюте остается на достаточно высоком уровне, чуть выше 90 миллиардов долларов. Это рекордная величина, достигнутая где-то в начале 2014 года. За прошедшие три года она не сильно изменилась. Снижение доли вкладов в иностранной валюте идет с одной стороны за счет укрепления рубля, а кроме того, в последние годы возобновился приток рублевых вкладов″. Этим, по мнению экономиста, ситуация 2014-2016 годов кардинально отличается от кризиса 2008 года, когда накопление средств в иностранной валюте шло более динамично, чем сейчас.
Михаил Хромов заметил также, что для возобновления инвестиционной активности предприятиям не обязательно иметь доступ к широкому банковскому кредитному финансированию, потому что средства корпоративном секторе есть. ″Другое дело, что отраслевое распределение может не совсем совпадать с идеальной структурой инвестиций в основной капитал. Во многом эти средства сформированы в нефтегазовом секторе, а хотелось бы, чтобы они попали в более реальную экономику. Тем не менее это показывает, что деньги у российских предприятий есть″, - заявил экономист.
Кроме того, по его словам, постепенное снижение процентных ставок должно снизить привлекательность срочных банковских депозитов по сравнению с инвестициями в какую-то основную, реальную деятельность предприятий: ″Если в этом году мы увидим дальнейшее снижение процентных ставок, то это снизит альтернативную привлекательность банковских депозитов и, может быть, подстегнет активность предприятий по увеличению инвестиций в основной капитал″.