Снова Ахмадинежад
Читать на сайте Вестник КавказаБывший президент Махмуд Ахмадинежад - один из самых интересных игроков на политической арене Ирана и непредсказуемая фигура, которой не чужды политические развороты. 11 февраля он официально объявил, что не поддержит ни одного кандидата на президентских выборах 19 мая. Тем не менее Ахмадинежад, который был президентом с 2005 по 2013 год, стал одним из наиболее активных участников кампании - даже больше, чем некоторые из кандидатов, которые действительно участвуют в предвыборной гонке. Он энергично поддерживает своего бывшего заместителя Хамида Бахаи, который объявил о своей кандидатуре всего через несколько дней после заявления Ахмадинежада. Об активизации экс-президента рассказывает Аl-monitor в статье Ahmadinejad retakes spot on Iran's political stage, despite ‘advice’
Деятельность консервативного бывшего президента нельзя назвать стабильной. 26 февраля Ахмадинежад написал 13-страничное письмо президенту США Дональду Трампу, предлагая помощь в своем уникальном стиле. 5 марта, в Национальный день посадки деревьев в Иране, Ахмадинежад принял участие в частной церемонии с Бахаи, а также бывшим начальником своего штаба, Эсфандиаром Рахимом Машаи. На мероприятии Ахмадинежад и Бахаи впервые были замечены вместе, после того как последний объявил свою кандидатуру. Хотя на церемонии не было никаких заявлений о выборах или политической поддержке Бахаи, иранские СМИ и социальные сети широко осветили их совместное появление. Многие говорили о том, что видеозапись, на которой запечатлены Машаи, Бахаи и Ахмадинежад является подделкой.
В последние недели присутствие Ахмадинежада на иранской политической арене усилилось. В заявлении, опубликованном 4 марта, он раскритиковал администрацию действующего президента Хасана Рухани. На следующий день он официально зарегистрировался в Твиттере, и даже разместил сообщение на английском языке вместе с видео, в котором призывает пользователей подписываться на его аккаунт. Однако вершиной нового витка политической активности бывшего президента стало его заявление о поддержке Бахаи в видео, опубликованном 19 марта. Ахмадинежад рассказал, что верховный лидер аятолла Али Хаменеи в сентябре публично посоветовал ему не участвовать в предстоящих президентских выборах. Ахмадинежад сказал: ”Кандидатура Бахаи никоим образом не противоречит совету [верховного] лидера о том, чтобы я не баллотировался на пост президента. Кроме того, решение Бахаи принять участие в предвыборной кампании было полностью независимым [от меня]. Многие просили меня принять участие в выборах. Мы должны способствовать тому, чтобы ошибка, которая была допущена четыре года назад, когда праведные люди были лишены возможности участвовать в выборах, не повторилась, и страна вернулась на путь прогресса, по которому она не идет [последних] четыре года”. В другом видеообращении от 20 марта Ахмадинежад сидит рядом с Бахаи поздравляя иранцев и всех тех, кто празднует Новруз, иранский Новый год. Четырехминутное видео заканчивается обращением Бахаи, который тоже поздравляет людей с Новрузом.
Бывший президент возобновил поездки по провинциям, отправившись в юго-западную провинцию Хузестан 2 марта. В последние месяцы там боролись с пыльными бурями и загрязнением, что вызвало общественный резонанс в связи с управлением ситуацией правительством Рухани. В Ахвазине, столице провинции, Ахмадинежад продолжил критиковать работу Рухани, не только в связи с экологическим кризисом, но и из-за ограничения ежемесячных денежных выплат. Он даже назвал Рухани диктатором. Была и другая часть речи Ахмадинежада в Хузестане, которая вызвала споры и широко распространялась в социальных сетях. В своем выступлении Ахмадинежад сказал, что ”97% [иранцев] хотят чего-то, а тот, кто сидит наверху, говорит ”нет”. И это плохо: кто вы такой, чтобы решать за всех этих людей? Откуда вы взяли всю эту власть? Не эти ли люди дали вам эту власть? В Иране произошла революция, чтобы такие люди не появлялись среди народа”.
Одни интерпретировали слова Ахмадинежада как прямую критику верховного лидера, другие считают, что Ахмадинежад обращался к Рухани. Анализ его речи указывает на то, что адресатом его слов был все-таки Рухани: замечание о ”97% [иранцев]” было связано с желанием народа получать ежемесячные денежные выплаты. Администрация Рухани заметно сократила число получателей денежных пособий, пытаясь сформировать среди населения мнение о том, что подобная политика наносит ущерб экономике страны. Ежемесячные выплаты были установлены Ахмадинежадом в рамках крупных реформ субсидирования.
Какое влияние окажут действия Ахмадинежада на итоги президентских выборов? Бывший президент настаивает на том, что не зависит ни от кого, его многочисленные заявления показывают, что он не привязан к каким-либо политическим движениям. Однако прошлое Ахмадинежада, равно как и прошлое бывших членов его кабинета, указывает на то, что он вступил на политическую арену Ирана в качестве принциписта. Ахмадинежад смог подняться по лестнице власти только благодаря поддержке принципистов. По этой причине Ахмадинежад, или любое лицо или движение, которые могут вступить в предвыборную гонку от его имени, будут относиться к принципистам. Садех Зибакалам, профессор политологии из Тегеранского университета, сообщил Al-Monitor: ”Вероятность одобрения кандидатуры Бахаи [Советом стражей] очень низка, потому что у него есть история судебного [коррупционного] разбирательства против него. Но даже если он и будет одобрен, я сомневаюсь, что Бахаи сможет расколоть голоса принципистов, потому что даже сторонники Ахмадинежада не хотят голосовать за него”. Хотя Бахаи не обладает харизмой Ахмадинежада, он может повредить лагерю принципистов, если получит зеленый свет от Совета стражей и будет бороться за пост президента.
После дисквалификации Машаи на выборах 2013 года, на этот раз Ахмадинежад пригрозил не допустить, чтобы ”праведных людей” не пускали в администрацию. Хотя публично он не возражал серьезно против дисквалификации Машаи в 2013 году, неясно, какова будет его реакция, если Бахаи, как предполагается большинством политологов, будет также дисквалифицирован. Будет ли Ахмадинежад продолжать рассматривать публичный ”совет”, данный ему Хаменеи, не участвовать в выборах, как личный или как распространяющийся на его союзников, пока неизвестно.