Во что обойдется уход российских банков из Украины?
Читать на сайте Вестник КавказаРабота "дочек" российских банков в Украине уже не первый год приносила убытки, а потому их закрытие и уход России из украинского финансового сектора является ожидаемым и даже необходимым шагом, заявили сегодня в беседе с корреспондентами Вестника Кавказа" доцент кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Максим Сафонов и профессор той же кафедры Юрий Юденков.
Напомним, что Сбербанк накануне объявил о продаже 100% акций своей украинской "дочки" консорциуму инвесторов - латвийскому Норвик банку и белорусской частной компании – после введения Украиной санкций против "дочек" российских государственных банков, согласно которым им запрещено осуществлять любые финансовые операции в пользу связанных с ними лиц, в частности материнских структур. Ожидается, что сделка будет закрыта уже в первом полугодии, после получения согласия регуляторов Украины и Латвии. Норвик банк позже сообщил, что мажоритарным акционером консорциума, который приобретает украинский Сбербанк, является Саид Гуцериев, сын бизнесмена Михаила Гуцериева.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин назвал такую сделку разумной, подчеркнув, что самое главное - чтобы ее восприняли на Украине как способ урегулирования ситуации. "Для Сбербанка, который еще год назад рассматривал возможности выхода, но надеялся на лучшее, - это все-таки выход, и сделка дает возможность с достоинством, в том числе финансовым, уйти с украинского рынка. Для местного регулятора и радикалов - это способ отстать, что называется. На мой взгляд, даже эти радикалы поняли, что они вред наносят своим гражданам - вкладчикам банков, и это для всех может быть выходом из положения", - отметил он, добавив, что о выгоде сейчас говорить трудно, поскольку выгодным это было три года назад.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал сообщения о продаже украинской "дочки" Сбербанка. "Сбербанк идет по пути финализации своего решения об уходе с украинского рынка", - сказал он, отметив, что российские предприниматели сами отслеживают ситуацию на Украине и принимают решения, однако в Кремле тщательно следят и анализируют происходящее.
Сложнее ситуация с дочерним банком ВТБ: глава ВТБ Андрей Костин не исключает, что на Украине может произойти его рейдерский захват. "Там, на Украине, бояться особо нечего: мы серьезно сократили там операции, и потери будут несущественными. Рейдерский захват - значит, рейдерский захват. Мы не боимся, но такую возможность допускаем", - отметил Костин, добавив, что к концу 2017 года в ВТБ планируют решить вопрос с украинскими активами.
Максим Сафонов подчеркнул, что скорейший уход из Украины в интересах российских банков. "Чем мы быстрее мы оттуда уйдем, тем нам лучше. Дело в том, что заниматься банковским делом в Украине стало невозможно – от этого лишь увеличивается объем рисков, который в этой стране и так не простой", - обратил внимание он.
Что касается самой Украины, то для нее это событие обернется масштабными потерями. "В первую очередь, Украина теряет значительный спектр потенциальных инвесторов. Помимо этого, вместе с уходом российских банков она напрямую теряет деньги и партнеров по бизнесу", - сказал доцент кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.
Юрий Юденков напомнил о потерях, которые уже понесли российские банки. "И Сбербанк, и ВТБ вкладывали деньги в поддержание своих "дочек" и "внучек", на них ушло несколько миллиардов долларов. Безусловно, наши банки лишаются части клиентской базы и контрагентов в межбанковских расчетах, то есть рынок для них сужается, что всегда плохо. Пока неизвестно, какова будет сумма сделки по продаже "дочки" Сбербанка, однако прямые убытки составят для него точно не меньше $5 млрд. У ВТБ тоже несколько миллиардов – и это тяжелый удар, ведь мы вкладывались, развивали рынок, готовили клиентов, которые доверяли банкам, наша репутация в Украине была высока. Очень жаль, что все заканчивается так бездарно. От этого никто не выигрывает", - заявил он.
Юрий Юденков напомнил, что российские банки составляют 15% всего банковского оборота Украины. "Когда клиенты побегут из банков, это будет не менее 8% явных потерь в оборотах для банковской системы страны. Здесь сложная цепочка: наши банки кредитовали предприятия Восточной Украины, которые поставляли уголь и тяжелое машиностроительное оборудование для всей Украины. В связи с блокадой Восточной Украины эти поставки прекращены, что вместе с уходом российских банков заставляет украинскую экономику локализоваться, сжиматься. При кризисе в экономике и финансах искусственное удаление части банковской системы и блокирование части производств будет губительным", - предупредил профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.
Каждое из этих событий не существует в отдельности, но усиливает друг друга. "Удаление 8% оборота из банковской системы дает кумулятивный эффект, так как от этого страдает промышленность. Нельзя посчитать все напрямую – отложенные потери будут очень большие. В целом, это плохо и для наших банков, и для украинских банков, и для экономики Украины. Для нашей экономики тут тоже ничего хорошего, но, по крайней мере, у нас потери только косвенные от неучастия в украинского банковского сектора", - заключил Юрий Юденков.