Обзор грузинской прессы 15-21 марта
Читать на сайте Вестник КавказаНа минувшей неделе конституционная комиссия приняла решение о том, что кандидатов на пост судей Верховного суда будет представлять не президент, а Высший совет юстиции. По словам самих членов конституционной комиссии, этим решением они выполнили рекомендацию Венецианской комиссии. При этом мнение членов конституционной комиссии, полагавших, что главу государства нельзя лишать этого права, не было учтено. Кроме того, проигнорировано было также и предложение сделать назначение судей результатом трехсторонней совместной работы президента, Высшего совета юстиции и парламента.
Президента хотят лишить еще одной прерогативы
По словам бывшего судьи Верховного суда и предыдущего представителя Грузии в ЕСПЧ Миндии Угрехелидзе, комиссия приняла правильное решение и это еще один шаг на пути к развитию демократии в стране, отмечает газета "Резонанси". "Мне показалось, что по этому делу было как формальное, так и существенное основание для принятия подобного решения… Венецианская комиссия выразила свое мнение по этому вопросу и признала приоритетной модель, по которой кандидатов на пост судьи Верховного суда должен представлять Высший совет юстиции, а не президент. Это формальное основание, которое строится на реальных мнениях", - приводит слова газета слова Угрехелидзе. "Мы стремимся к демократии и каждый наш шаг должен быть направлен на развитие и углубление демократии. Следовательно, что будет более демократичным - избрание кандидатов одним человеком или группой, в которую входят как суди, так и ученые и специалисты разных сфер?", - отметил Угрехелидзе. При этом он подчеркнул, что лишение президента права представлять кандидатов на пост судей Верховного суда не должно быть связано с плохим отношением лично к Георгию Маргвелашвили. "Лично у меня хорошие отношения с ним и его семьей, но вопрос касается развития юридического института Грузии, поэтому лучше, чтобы кандидатов на пост судьи Верховного суда представлял Высший совет юстиции", - заявил Угрехелидзе в беседе корреспондентами издания. В свою очередь, советник президента Пикрия Чихрадзе заявила, что эти изменения являются крайне желательными для правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия". "Окончательное решение пока не принято. Как видно, это позиция правящей команды. Я бы пожелала, чтобы было больше гарантий для независимости судов", - приводит ее слова газета "Резонанси".
""Грузинская мечта" из "спасительного круга" превращается в "удавку" для демократии Правящая партия "Грузинская мечта" сыграла роль "спасительного круга" для страны, но теперь постепенно превращается в петлю на шее грузинской демократии. Опыт страны указывает на то, что двигаться по пройденному пути нельзя - очередная революция заведет государство и народ в очередной тупик", - заявил бывший председатель парламента Давид Усупашвили в интервью газете "Квирис палитра".
"Начало эпохи мирового беспорядка положило конец той эпохе, когда страна зависела от течений мировых процессов. Настало время управлять своей страной собственными силами, к чему не готовы ни госинституты, ни политическая система. Наша государственность - во многом условность, которую нужно срочно заполнить содержанием", - отметил Усупашвили. "Именно с таким видением и последовательностью я приступил к процессу, который не начинается и не сводится к созданию одной политической партии… Меня интересуют и я считаюсь с вопросами, советами и ожиданиями тех людей, для которых важно то, "для чего" и "как" все это будет делаться", - заявил экс-председатель парламента. По его словам, ответственность за беспорядки в Батуми не следует целиком и полностью вешать на оппозиционную партию "Единое национальное движение" (ЕНД). "Это не решит тех внутригосударственных системных проблем, которые четко выразились и в этом случае. Представители "Нацдвижения" попытались подлить масла в огонь беспорядков, и это нужно осудить. Но если кто-то из "Грузинской мечты" всерьез утверждает, что все звенья цепочки развития этих событий являются делом рук оппозиции, то этим они всерьез признают, что Аджарией по-прежнему управляет ЕНД", - заключил Усупашвили в интервью газете "Квирис палитра".
Грузию наводнили некачественные лекарства
В последнее время качество медикаментов стало вызывать серьезные опасения у специалистов. Факт продажи на рынке фальсифицированных лекарств официально не подтверждается, но многие жалуются на то, что лечение часто не дает результата. При этом государство тратит миллионы лари на проведение реформы здравоохранения. Дорогостоящие медикаменты люди покупать не в состоянии, на рынок поступают их заменители, которые фармацевты часто отпускают без рецепта. Лечение такими лекарствами неэффективно, а установить причину этого крайне трудно, так как лабораторная проверка лекарств стоит очень дорого. К тому же в стране такой лаборатории, если не считать принадлежащие местным фармацевтическим компаниям, попросту нет, пишет "Резонанси". По словам учредителя НПО "Помни Гиппократа" Марины Берадзе, система мониторинга побочных эффектов лекарства в Грузии не выдерживает никакой критики. "Качество лекарства всегда было проблемой в Грузии. Уже много лет люди жалуются на это. Причина этого - отсутствие объективной и беспристрастной государственной лаборатории, которая проведет исследование и ознакомит общество с результатами. У производителей есть свои лаборатории, результаты исследований которых всегда будут нечестными. Перепроверить качество лекарства стоит очень дорого, пользователям это не по карману", - посетовала она.
"Даже хорошее, правильно назначенное лекарство имеет побочные эффекты, которые изучают во всех странах мира. Когда министр говорит, что назначение происходит нецеленаправленно, то во многом это связано и с качеством. Представьте, как это вредит здоровью человека. Грубо нарушается наше право жить в здоровой среде", - подчеркнула Берадзе. Сегодня в аптеке легче получить суботекс, чем качественный медикамент. Граждане просят нас помочь им вернуть лекарства назад, но с правовой точки зрения это невозможно. Очень много случаев, когда фармацевты сами советуют клиентам заменить лекарства, хотя такого права у них нет, продолжает издание. Эксперт по вопросам здравоохранения, бывший заместитель министра здравоохранения Вахтанг Мегрелишвили признает, что для него качество ассоциируется только с медикаментами европейского производства, а остальным он не доверяет. "Все лекарства прошли какую-то процедуру, т.е. допущены государством на рынок. Следовательно, действие этих лекарств должно быть стандартизировано. У потребителя может возникнуть подозрение, но эффективность или неэффективность лекарства он доказать не сможет. Для этого есть специальная лаборатория, но доступ к ней имеют немногие. Единственное, в чем я не сомневаюсь, это европейские лекарства. А у нас продается очень много индийских, египетских, китайских, украинских и местных лекарств, о качестве которых я ничего сказать не могу. Честно говоря, я не уверен, что потребители медикаментов, ввезенных из этих стран, защищены", - рассказал Мегрелишвили корреспонденту "Резонанси".
Израиль обеспокоен нелегалами из Грузии
Израиль намерен в ближайшее время ужесточить требования к гражданам Грузии, пытающимся получить в стране политическое убежище. Вопрос стал актуален после того, как в прошлом году власти Израиля зафиксировали несколько тысяч случаев подобных обращений. При этом приезжающие в страну грузинские граждане часто остаются в стране нелегально. Кроме того, в конце февраля Израиль внес Грузию в список безопасных стран, что означает что, заявления, представленные гражданами Грузии для получения убежища, не будут удовлетворены, если не будет явной причины. Об этом в интервью "Квирис палитра" сообщил посол Израиля в Грузии Шабтай Цур.
"Когда мы ознакомились со статистикой 2016 года, оказалось, что фактически 80% прибывших из Грузии граждан оставались в Израиле нелегально. Мы задумались. В Израиле нет никого выше закона: ни президент, ни премьер, и это также касается грузинских туристов", - отметил Цур. При этом посол не исключил, что некоторые решения о депортации граждан Грузии из Израиля принимаются ошибочно. "Когда из 100% путешественников 80% начинает заниматься нелегальной деятельностью, ошибка в отношении 1-2% вполне ожидаема", - пояснил он корреспонденту газеты "Квирис палитра".
Необходимо ли запрещать продажу сельскохозяйственных земель иностранцам?
Члены конституционной комиссии не могут придти к соглашению по вопросу продажи сельскохозяйственных земель иностранцам. Как известно, по данной проблеме есть несколько инициатив, в том числе "Грузинской мечты", "Демократического движения" и "Альянса патриотов". По их законопроектам, продажу сельскохозяйственных земель иностранцам нужно запретить. По словам депутата "Грузинской мечты" Тамар Чугошвили, конституционная комиссия соглашается, что существование определенного ограничения в этой сфере является нормальным, но не решено, нужно ли указывать это в конституции. По ее словам, подобные ограничения есть во многих странах. С этим законопроектом категорически не согласны как часть оппозиции, так и представители неправительственного сектора. В этой связи корреспонденты газеты "Резонанси" опросили представителей грузинской общественности, является ли необходимым запрет на продажу сельскохозяйственных земель иностранцам. "Я не боюсь продажи земель и не вижу в этом опасность. Иностранцы никуда ее не заберут. Напротив, они могут ухаживать за землей лучше нас и трудоустроить грузин. Тем более что пользу из этого извлечет грузинское государство. Я не понимаю, почему это нужно запрещать", - заявила в беседе с корреспондентом издания певица Ирма Сохадзе. "Я не согласен с продажей земель, потому что бедный человек может продать землю из-за нужды и останется без земли и крыши над головой. В свое время, если бы не Октябрьская революция, грузинские крестьяне остались бы без земли, сейчас может произойти то же самое", - рассказал историк Серго Вардосанидзе. "Думаю, в такой небольшой стране как Грузия это нужно запретить", - убежден физиолог Темур Нанеишвили. "Я могу ошибаться, но думаю, что продавать эти земли нельзя. Сейчас в Грузии тяжелая экономическая ситуация. Крестьяне могут продать землю, а потом окажется, что покупателям-иностранцам эта земля нужна для других целей. Поэтому я думаю, что продавать землю нельзя, особенно в приграничных районах", - заключила искусствовед Додо Хурцилава.