Транстихоокеанское партнерство без США
Читать на сайте Вестник КавказаПосле окончания Второй мировой войны основой процветания, экономической интеграции и политической стабильности Азии был либеральный порядок под руководством США. Этот порядок пошатнулся 23 января, когда президент Дональд Трамп вывел Соединенные Штаты из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), соглашения о свободной торговле в 12 странах, охватывающего Азиатско-Тихоокеанский регион. Лидеры 11 оставшихся стран-членов ТТП пытаются сохранить соглашение, работа над которым велась 9 лет, и на которое был потрачен значительный политический капитал. ТТП предполагало создание ”веерной структуры”, связывающей несколько меньших экономик с центральным узлом Соединенных Штатов. Без участия США у большинства других стран будет мало стимулов для продолжения. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ признал это после выборов в США, заявив, что ”ТТП без Соединенных Штатов не имеет смысла”.
Министры стран-членов ТТП встретились в Чили 14-15 марта, чтобы попытаться разработать стратегию без США, но, похоже, они не достигли какого-либо прогресса, в очередной раз подчеркнув важность соглашения и правил системы международной торговли. Реальность такова, что ТТП больше нет, и бесполезно надеяться на его возрождение. Приоритетной задачей Азии стал поиск других способов держать рынки открытыми и укреплять либеральный порядок.
Япония и Соединенные Штаты могут попытаться спасти остатки ТТП с помощью двустороннего торгового соглашения. На долю Японии и США приходилось 79% общего ВВП стран ТТП, и такое соглашение укрепило бы также их военный альянс. Февральская встреча Абэ с Трампом заложила основу для будущих переговоров в этом направлении. Соединенные Штаты настаивают на двусторонней сделке, в то время как Япония все еще надеется на возможное восстановление ТТП.
Однако соглашение между США и Японией, каким бы полезным оно ни было, будет мало способствовать открытости торговли в Азии в более широком смысле. Для этого потребуются обязательства по открытию рынков других крупных экономических держав, таких как Китай, Индия и Индонезия. В настоящее время ничто не мешает азиатским странам ТТП проводить эффективную политику в рамках соглашения, например, выполнять обязательства по доступу к рынкам и торговле, инвестициям и услугам, реализуя их в одностороннем порядке. Но без гарантии взаимности такие действия, вероятно, будут политически непопулярными. Более практичным решением для бывших стран ТТП были бы многосторонние торговые сделки (или сделки между несколькими участниками). Например, предлагаемые правила ТТП в области электронной коммерции, обеспечивающие трансграничное перемещение и хранение данных, способствовали прогрессу в установлении новых международных стандартов. ТТП также предлагало разумные положения по антикоррупционной и нормативной прозрачности. Даже без полного согласия страны могут подписывать многосторонние соглашения, вводящие в действие эти стандарты, а затем ратифицировать их в рамках ВТО. Сделки могут быть оставлены открытыми для других стран, которые позже могут присоединиться к системе.
Собирая осколки
Наиболее перспективной возможностью укрепления экономического порядка в азиатских странах может стать Восточноазиатское Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), соглашение о свободной торговле, которое в настоящее время находится на стадии обсуждения между Австралией, Китаем, Индией, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и десятью членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Как и TТП, ВРЭП охватывает доступ к рынку (товары, инвестиции и услуги), правила и упрощение торговых процедур. И все же ВРЭП отличается от TТП тем, что строится вокруг повестки дня сотрудничества, в рамках которой ожидается, что развитые страны будут помогать менее развитым через наращивание потенциала и гармонизацию стандартов, правил и положений. Разумеется, без такой доминирующей страны как Соединенные Штаты, необходимой для ведения переговоров и оказания давления, возможно, обязательства ВРЭП окажутся менее амбициозными. Но TТП установило несколько разумных ориентиров.
Благодаря экономическому весу Пекина в регионе и его политическому влиянию среди других стран партнерства, ВРЭП часто описывается, в том числе и бывшим президентом США Бараком Обамой, как соглашение под руководством Китая. Тем не менее как и в других проектах Восточной Азии по региональному сотрудничеству, таких как диалог АСЕАН плюс три (Китай, Япония и Южная Корея) по созданию экономических институтов, реальным лидером ВРЭП является не Китай, а АСЕАН. Предлагаемое объединение построено на уже существующих соглашениях о свободной торговле между АСЕАН и шестью другими сторонами ВРЭП. Переговоры были официально начаты в 2012 году на саммите АСЕАН в Камбодже. Структура переговоров, например, означает, что Китай не может доминировать или даже демонстрировать лидерство, кроме как в качестве примера. Индонезия, где были разработаны руководящие принципы ВРЭП, является председателем ведущего переговорного комитета, и каждый альтернативный раунд переговоров проводится в стране АСЕАН. Руководствуясь единством и сотрудничеством со своими большими соседями, АСЕАН предпочитает медленное, основанное на консенсусе партнерство. Соперничество и политическое недоверие между крупнейшими державами Азии - Китаем, Индией и Японией - сделали АСЕАН краеугольным камнем регионального сотрудничества.
В дополнение к экономическим выгодам ВРЭП дает возможность 16 странам сглаживать сложные политические отношения между азиатскими державами. Точно так же, как ТТП предоставила Японии возможность заключить сделку с Соединенными Штатами, ВРЭП обеспечивает возможность для улучшения китайско-японских и китайско-индийских экономических отношений, где политическая чувствительность может затруднять переговоры по двусторонним сделкам. Это еще одна возможность привлечь Китай и другие страны с растущей экономикой в основанную на правилах систему, которая будет не только способствовать региональной экономической интеграции, но и станет вкладом Азии в поддержание открытой глобальной торговой системы. Это укрепило бы геополитическую стабильность в западной части Тихого океана, подтверждая приверженность глобальной открытости.
Обеспечение азиатского порядка
ВРЭП предоставляет естественную возможность для создания азиатской коалиции в защиту свободной торговли и экономического сотрудничества, и оно может потенциально включать определенные аспекты TТП, такие как правила в области электронной коммерции и защиты инвесторов. Однако не все правила и стандарты ТТП могут или должны быть включены в ВРЭП. Например, правила ТТП об укреплении прав интеллектуальной собственности и о более высоких трудовых и экологических стандартах отражали ожидания передовой экономики и в значительной степени были введены Соединенными Штатами. Члены ВРЭП, такие как Китай, Индия и развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, могут стремиться к стандартам США в отношении труда и окружающей среды, но они не могут немедленно их принять или перескочить на более продвинутые стадии развития.
После отмены ТТП важно, чтобы ВРЭП обеспечивал обязательства стран, которые связаны с достижением более высоких стандартов, более строгих правил и большей прозрачности с течением времени. Чтобы иметь возможность проводить реальные реформы, должны быть амбициозные обязательства по открытию рынков с первого дня соглашения. И в сделке необходимо будет рассмотреть такие сложные темы, как правила государственных предприятий для Китая, Малайзии и Вьетнама. Важно отметить, что ВРЭП должен будет стать живым соглашением, которое сможет развиваться для решения новых задач с течением времени.
Это будет нелегко, и все проблемные моменты хорошо известны. Япония пока не проявила готовности открыть свои рынки для сельского хозяйства и услуг в Азии, по крайней мере, не в той мере, в какой она обещала открыть их Соединенным Штатам в ТТП. Китай должен взять на себя обязательства по проведению реформ, которые подкрепят январские заявления Си Цзиньпина по защите глобализации в Давосе. Индия, несмотря на стремление к открытию рынков услуг в других местах, по-прежнему склонна защищать свои собственные рынки. По этому пункту премьер-министр Нарендра Моди должен будет продемонстрировать, что он отличается от своих предшественников.
В этом году отмечается 50-летие образования АСЕАН, которая может обеспечить незамедлительное проведение переговоров. Заложение основ ВРЭП может быть завершено в 2017 году, таким образом, остальные части соглашения будут готовы к завершению в 2018 году. Но для этого потребуются усилия политического руководства в странах, которые пока мало себя проявили в этом. Сейчас необычное время в мировой экономической системе. Возникновение протекционизма и национализма во всем мире привело к тому, что обычное ведение торговли для Азии теперь является недостаточным.