Второе дыхание для независимости Шотландии

Читать на сайте Вестник Кавказа

Когда в 2014 году большинство шотландцев проголосовало за сохранение страны в составе Великобритании, казалось, что сторонники независимости Шотландии потерпели неудачу, от которой оправятся еще не скоро. Однако после решения о  Brexit ситуация поменялась кардинально. Уже в начале следующей недели глава шотландского правительства Никола Стерджен, являющаяся весьма виртуозным политиком, даже по мнению ее политических противников, инициирует первые шаги для проведения нового референдума о независимости, исход которого на сегодняшний день абсолютно непредсказуем. Но сможет ли Шотландия стать экономически и политически состоявшимся государством вне Соединенного Королевства? 

Как отмечает специалист по экономической истории Йоркского университета д-р Маттиас Морис, большая часть внешней торговли Шотландии приходится на остальную часть Великобритании, однако, она не придет в полный упадок в случае отделения страны от королевства. «Полагаю, что в дискуссии о шотландской независимости с экономической точки зрения многое очень сильно зависит от того, из какой исходить цены на нефть в будущем. Вся британская нефть сконцентрирована на шотландском берегу. Это означает, что прибыль с нее в будущем могут оставаться лишь одной Шотландии, а не всей Великобритании. И при внимательном рассмотрении анализов 2014 года становится ясно, что именно различные прогнозы будущей цены на нефть являлись фундаментом для принятия решения о том, целесообразна ли независимость Шотландии с экономической точки зрения. И мы, конечно, не можем знать, как будет развиваться цена на нефть в дальнейшем», - рассказал Морис в интервью DLF. 

При этом, по мнению Мориса, сейчас экономический фактор не столь явно обсуждается в контексте шотландского референдума. В куда большей степени дискуссия разворачивается вокруг вопроса, сможет ли Шотландская Национальная Партия развить достаточную динамику, чтобы итоги второго референдума стали отличными итогов первого. 

«Центральным пунктом является куда более положительное отношение Европейского союза к шотландской независимости, нежели это было три года назад. Тогда европейские чиновники заявляли, что надо подождать, что, по идее, они не смогут сразу принять Шотландию в свои ряды как независимую страну. Сейчас эта позиция изменилась на 180 градусов: Европейская Комиссия заявила несколько месяцев назад, что шотландцы заслужили быть услышанными в вопросе своей независимости. И, конечно же, сейчас Шотландия стала для Брюсселя картой для переговоров с Великобританией», - подчеркнул эксперт.

Морис обратил внимание на два крайне важных пункта. «Во-первых, пока не до конца ясно, кто сейчас будет вести кампанию против шотландской независимости. Кампания «better together», которая была организована в 2014 году, и проводившая ее коалиция, едва ли могут быть восстановлены. Лейбористы и консерваторы в Шотландии крайне разобщены. 

Также у шотландской Национальной партии есть ряд небольших рычажков, которые она может потянуть. Например: кто может принимать участие в референдуме? Будут приложены усилия для того, чтобы, как и в 2014 году, иностранцы из стран ЕС также имели право голосовать, и в этот раз все они, конечно же, будут голосовать за независимость Шотландии, потому что для них независимость от Великобритании автоматически означает сохранение страны в составе ЕС», - считает д-р Маттиас Морис. 

Поплатятся ли сторонники Brexit за свое решение фактическим распадом Великобритании? Ведь, по иронии судьбы, многие из тех, кто голосовал за выход Соединенного Королевства из ЕС, являются закоренелыми унионистами, склонными помечтать о восстановлении былого величия Империи. Для премьер-министра Терезы Мэй новый шотландский референдум станет хорошим стимулом для того, чтобы не идти на жесткий разрыв отношений с ЕС, тем самым, минимизировав влияние Brexit на решение шотландцев. 

Вместе с тем, сторонники шотландской независимости также находятся в довольно уязвимом положении. Во-первых, наметившиеся тренды на нефтяном рынке не позволяют всерьез уповать на нефтедобычу, как на сильный аргумент экономический аргумент. Во-вторых, после голосования за выход Великобритании из ЕС, несмотря на прогнозы многих аналитиков, британская экономика продолжает показывать уверенный рост. И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов фактор центробежных сил в самом ЕС. Итоги предстоящих выборов в Нидерландах и, куда важнее, во Франции, могут оказать решающее влияние на сохранение привлекательности Евросоюза для шотландцев. Потому что, в случае победы Марин Ле Пен на выборах, многие в Шотландии неизбежно задумаются о том, не является ли выход из Великобритании билетом на тонущий корабль Европы.