Турция введет санкции против Нидерландов
Читать на сайте Вестник КавказаНачавшийся в конце прошлой недели дипломатический скандал между Турцией и Нидерландами, связанный с запретом посещения голландских территорий турецкому министру иностранных дел Мевлюту Чавушоглу и задержанием в Роттердаме министра по делам семьи и социально политике Фатмы Бетюль Сайян Кайя, приближается к новому этапу – санкционному противостоянию.
Как сообщил сегодня турецкий министр по делам ЕС Омер Челик, Анкара намерена ограничить взаимодействие Нидерландов и их граждан с Турецкой Республикой "Без всяких сомнений, санкции будут введены", - приводит его слова Reuters.
Не дожидаясь официальных документов об этом, Нидерланды уже рекомендовали своим гражданам не ездить в Турцию. Как передает BBC, голландский МИД пояснил, что считает небезопасным их пребывание на турецких территориях.
Также МИД Турции направил в Гаагу две дипломатических ноты через временного поверенного Нидерландов в республике Даана Феддо Хусингу. В первой ноте подчеркивается, что Турция оставляет за собой право требовать компенсации, а также запрашивается расследование голландскими властями инцидента, являющегося нарушением Венской конвенции, с привлечение к суду всех виновных. Там же были изложены требования официальных извинений от Гааги.
Вторая нота посвящена разгону турецких демонстрантов в Роттердаме голландской полицией. "Эти действия были непропорциональными, являются нарушением прав человека и соответствующего европейского соглашения". "Подчеркнуто, что препятствование доступу турецких граждан к генеральному консульству в Роттердаме является нарушением принципов дипломатии и международных соглашений", - напомнили в МИД Турции, пишет ТАСС.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, разгоревшийся дипломатический скандал между Турцией и Нидерландами помимо серьезных политических причин, которые лежат в его основе, сводится к плохой дипломатической аппаратной проработке и общему снижению уровня профессионализма в дипломатической работе многих стран.
"Опыт показывает, что в принципе возможно участие представителей той или иной страны в мероприятиях, которые проводятся на территории, где компактно проживают выходцы из этой страны. То есть участие в мероприятиях, которые проводятся, что раньше называлось, в соответствующих колониях. Но с дипломатической точки зрения, как показывает дипломатический протокол и опыт, предварительно той стране, которая направляет своего представителя для проведения кампании по выборам или референдумам и т.д., необходимо очень четко проговорить все вопросы, связанные с приездом, пребыванием, характером деятельности. Тут решается два вопроса: первый - о политической возможности проведения подобного рода мероприятий, референдума, собрания представителей местной колонии, общественности, то есть политической целесообразности, и второй - местной стороной всегда обеспечиваются, тем более в нынешнее время, это вопросы, связанные с обеспечением порядка, безопасности и так далее. То есть должна быть очень серьезная предварительная доработка", - отметил дипломат.
"Как правило, наиболее опытные послы страхуются. Им недостаточно бывает устного согласия со стороны представителей политического руководства, министерства иностранных дел страны пребывания - они стараются сделать так, чтобы был обмен нотами на уровне письменной переписки о том, что приезжает такая делегация или такие личности, они будут заниматься тем-то, просим согласия на проведение подобного рода мероприятий. Одновременно, как правило, стороны договариваются об обеспечении порядка, безопасности и так далее, и только после этой всей подготовительной работы осуществляется приезд или прилет. У меня такое впечатление, что вот этой общепринятой дипломатической практикой работы в данном случае сделано не было. Может быть и было, но об этом ничего не известно. Судя по той информации, которая прошла в СМИ, получается так, что это все было осуществлено в явочном порядке, что и вызвало в общем негативную такую реакцию на этот демарш. А дальше - уже по нарастающей: в ответ на меры одной стороны усиливаются меры другой стороны. Я думаю, что вот это обострение, которое сейчас происходит, оно в определенной мере, конечно, является отражением накопившихся противоречий, взаимных упреков, обид, поэтому вот так быстро развивается негативная ситуация. С другой стороны, дипломатическая практика направлена на то, чтобы уметь тушить подобного рода негативные развития, проведение консультаций и снятие напряженности, чего, конечно, обе стороны и добиваются", - предположил Андрей Бакланов.
По мнению заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов, маловероятно, что из-за конфликта Турция откажется от программы по беженцам и откроет европейские границы для потока мигрантов.
"Если и будет подобного рода крупное решение, то оно не будет связано с этим. Они могут просто опереться на подобного рода инцидент, но крупные решения принимаются, исходя из таких укрупненных постановок вопроса. В данном случае пока мы с вами анализируем конкретный случай, и приходим к выводу, что он в значительной мере произошел в результате плохой аппаратной проработки и подготовки этих мероприятий", - уверен дипломат. Он также считает, что не стоит ожидать, что из-за конфликта Евросоюз официально откажется принимать Турцию в свои члены.
"Я думаю, такое решение не будет с этим связано. Возможно, опираясь на этот оперативный повод, стороны захотят озвучить то, что уже давно назревало. Но само по себе то, что случилось, не заслуживает такого всеобъемлющего раздора между сторонами. Потому что во-первых, его можно было избежать, а во-вторых, сейчас эти разногласия можно преодолеть соответствующими дипломатическими ходами и вернуться к нормальному развитию. Если только какой-либо накопившийся негатив не приведет к тому, что кто-то будет пытаться использовать и разыграть этот конкретный случай для более крупных решений", - заключил Андрей Бакланов.