США и Иран неохотно терпят друг друга

Читать на сайте Вестник Кавказа

Президент США Дональд Трамп и его администрация стали использовать силовую риторику при обсуждении американской политики по отношению к Ирану. Действительно ли силовой вооруженный подход к Ирану является наиболее эффективным направлением для американо-иранских отношений? Трамп выразил свое недовольство Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) ядерного соглашения, достигнутого в 2015 году между группой мировых держав ”5+1”, США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией, Германией и Ираном, пригрозив ”аннулировать его” в свой первый день в офисе. Трамп неоднократно критиковал  сделку и позже. 

В конце января Тегеран произвел испытательный запуск баллистической ракеты средней дальности. ”Администрация Трампа больше не потерпит провокаций со стороны Ирана, которые угрожают нашим интересам”, - заявили в Вашингтоне. Министерство финансов США ввело новые санкции в отношении Ирана, распространяющиеся на 13 человек и 12 организаций, связанных с баллистической ракетной программой Ирана и иранским Корпусом стражей исламской революции.

Иран пытается расширить свое влияние на Ближнем Востоке, помогая "Хезболле" в Ливане и хуситам в Йемене, а также поддерживая проиранские правительства в Ираке и Сирии. США же пытаются обуздать иранское влияние, сотрудничая с такими региональными союзниками как Саудовская Аравия и Израиль, которые аналогичным образом обеспокоены провокационным поведением Ирана. После иранской революции 1979 года, которая завершилась созданием исламской республики в Иране, американские президенты определяли различные цели внешней политики США по отношению к Ирану. В последнее десятилетие, президент Джордж Буш, занятый войнами в Афганистане и Ираке, придерживался ограниченного взаимодействия с Ираном, в то время как президент США Барак Обама сделал приоритетом переговоры с Тегераном, которые в конечном счете завершились ядерным соглашением. Во время пребывания Барака Обамы в должности президента у США и Ирана,  возможно, были самые открытые дипломатические каналы с момента кризиса с заложниками в Иране, который закончился в 1981 году.

Бывший заместитель помощника госсекретаря США по делам Ирана Джон Лимберт, считает, что важной отправной точкой в определении пути продвижения вперед в американо-иранских отношениях могут стать ответы на два важных вопроса: "Каковы наши цели? "и" Чего мы хотим достичь в этих отношениях?” Агрессивные действия, как, например, аннулирование ядерного соглашения или разработка планов военного вмешательства с целью инициировать смену режима в Иране, может привести к большему количеству осложнений и проблем для США, чем сохранение статус-кво. Выход из ядерного соглашения может привести к тому, что другие члены группы ”5+1” и международное сообщество в целом будут настроены против США, в то время как потенциал военного противостояния может втянуть США в очередной открытый конфликт на Ближнем Востоке.

Текущая позиция Ирана на Ближнем Востоке также представляет собой проблему для Соединенных Штатов. Иранский режим, во главе с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи и президентом Хасаном Рухани, судя по всему, укрепил общественную поддержку после подписания ядерного соглашения, которое привело к отмене международных санкций против Ирана, ослаблявших экономику страны в течение многих лет. Кроме того, Иран усилил свои позиции по всему региону, благодаря вовлечению в ряд конфликтов на Ближнем Востоке. Влияние Тегерана растет в иракском противостоянии; он поддерживает хуситов в Йемене, борьба которых с силами Саудовской Аравии привела к тупику в отношении управления страной; кроме того, Тегеран расширил свое сотрудничество с Россией, чтобы поддержать президента Сирии Башара Асада в гражданской войне.

Американо-иранские отношения лучше всего можно объяснить, принимая тот факт, что они ”неохотно терпят друг друга”, - считает Алиреза Надер, старший аналитик по международной политике из RAND Corporation. "США и Иран расходятся по многим вопросам, а напряженность в отношениях между двумя некогда союзниками может опасно возрасти в ближайшем будущем, - объясняет Надер. - Но США, вероятно, больше выиграют, если будут придерживаться сложных отношений, которые определяют связи между Вашингтоном и Тегераном с 1979 года”.