России не нужны наличные?
Читать на сайте Вестник КавказаСокращение оборота наличных денег и переход на контролируемые безналичные расчеты является частью экономической политики российского правительства, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков и председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов.
Анатолий Аксаков в первую очередь подчеркнул, что безналичные расчеты крайне выгодны всем. "Для государства это уменьшение расходов на производство наличных денег, их транспортировку и утилизацию. Это выгодно финансовой системе, поскольку на счетах в банках будет больше денег, а значит, емкость рынка вырастет и они смогут активнее кредитовать население и предприятия. Для населения это безопасно и удобно, так как не надо таскать кошельки, которые могут отнять грабители, а карточку достаточно заблокировать – и пользоваться ей уже нельзя", - перечислил он.
При этом переходить на безнал нужно поэтапно. "Первый этап – стимулирование безналичных платежей, люди должны добровольно к этому прийти, чтобы это им было интересно и выгодно. Сейчас мы запускаем карту "Мир" среди бюджетников, и электронная система, которая занимается ее обслуживанием, предлагает различные схемы лояльности, позволяющие покупать товары с помощью этой карты дешевле, чем они продаются на рынке и в магазинах. Еще при оплате картой идут бонусы на перелеты и иные поощрения. Отсюда у человека возникает интерес к использованию этих карт", - рассказал Анатолий Аксаков.
"За границей очень часто оплата картой дешевле, чем оплата наличными, например, для проезда на транспорте. Такие стимулы нужно включать и у нас, тогда люди сами потянутся к безналичным платежам и не захотят использовать наличные. При этом, конечно, надо обеспечить безопасность на счетах клиентов и при расчетах, нарастить соответствующие технологии. Например, у меня есть законодательная инициатива о борьбе с теми, кто несанкционированно списывает средства со счетов, которая и усилит уголовную ответственность, и позволит возвращать средства. Если деньги неправомерно списаны со счета клиента, то они оказались в другом банке – и нужны правовые механизмы, чтобы их возвращать назад", - сообщил депутат.
По его оценке, даже заметное ограничение хождения наличных не слишком затруднит жизнь населения. "У нас уже примерно 250 млн банковских карт на 146 млн человек, а значит, население привыкает к этому инструменту. Несколько лет карты использовались только для обналичивания денег в банкоматах, а сейчас порядка половины держателей карт оплачивает с их помощью товары и услуги. Если появятся инфраструктура, удобства, стимулы, такие как более дешевые товары и услуги, то люди сами без каких-либо проблем перейдут на карты. Силового навязывания безналичных расчетов не должно быть. Об административном давлении стоит говорить лишь тогда, когда совершаются крупные покупки: дом или очень дорогой автомобиль", - считает Анатолий Аксаков.
Дмитрий Пискулов, в свою очередь, отметил, что государство стремится сократить долю наличных денег в экономике в целом. "Цель в том, чтобы приблизить российскую экономику к уровню развитых стран, где наличные деньги в обороте составляют менее 10%, есть страны, где всего 2-3%. В России этот тренд оправдан тем, что наличный оборот часто связан с криминальным теневым сектором, в том числе, с торговлей наркотиками, оружием и другими нелегальными видами деятельности", - сказал он.
Важный фактор – возможность контроля за зарплатным фондом. "Идет стимуляция перехода на перечисление зарплаты по безналичным расчетам, ведь они прозрачны и позволяют отслеживать уплату налогов от дохода, и, соответственно, платежи в социальные фонды для сотрудников предприятий. Это положительная тенденция", - уверен экономист.
"Не стоит забывать, что наличные деньги имеют спрос и у определенной части малого и среднего бизнеса, которая таким образом уходит от налогов, экономит на платежах в социальные фонды из-за его низкой рентабельности и слишком обременительного уровня налогообложения и платежей в соцорганы за сотрудников. Эту проблему недавно осветил глава МЭР Максим Орешкин, подчеркнув, что для поднятия среднего и малого бизнеса нужно снижать официальные налоги, чтобы малый бизнес мог их выплачивать, выходить из тени и использовать безналичные платежи", - добавил Дмитрий Пискулов.
Именно в этом – в стимуляции выхода из тени за счет снижения налоговой нагрузки, а не в запретительных мерах – по его мнению, должна заключаться государственная работа по выводу экономики из тени. "Постановка вопроса о росте безналичных расчетов правильная, ведь это, помимо прочего, удобно с точки зрения управления личными финансами тех же малых предприятии – но проблема "серой" экономики, которая ведь тоже производит ВВП, оперируя наличным оборотом и скрывая часть продукции и доходов, должна быть преодолена через снижение социальных налогов для среднего и малого бизнеса. Это поможет развитию этих секторов экономики, чья доля по сравнению с западными странами по-прежнему мала", - пояснил председатель правления Национальной валютной ассоциации.
Говоря о влиянии полного перехода зарплат на безнал, Дмитрий Пискулов отметил, что оно будет комплексным. "С одной стороны, будет лучше, если работодатель перейдет на безналичные расчеты при начислении заработной платы, так как в них будет полностью отражена зарплата и он будет платить во все социальные фонды – но он сможет это делать только при определенном уровне рентабельности. С другой стороны, такое обязательство может привести к тому, что многие предприятия не смогут выдержать снижения рентабельности и пойдут на сокращение сотрудников. То есть вопрос в том, насколько предприятие способно жить в белой экономике, а не в теневой. Сейчас нужно не столько бороться с теневым сектором, сколько решать проблемы развития малого бизнеса и выхода его из тени", - заключил экономист.