Баку и Астана за главенство принципа территориальной целостности
Читать на сайте Вестник Кавказа«Существует ряд основополагающих принципов, одним из которых является территориальная целостность стран-членов ООН. Этот принцип все еще в силе, и я возлагаю надежду на то, что международное сообщество сможет его подтвердить», - процитировал председатель сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев нового генерального секретаря ООН Антониу Гуттереша, который вступил в должность 1 января. Так Токаев ответил на вопрос о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности в ходе круглого стола «Скрытые проблемы Евразии» на Мюнхенской конференции, передает присутствующий на мероприятии глава европейского бюро «Вестника Кавказа» Орхан Саттаров.
По словам Токаева, «Косово было квалифицированно как особый случай. И самоопределение народов было применено к так называемому «особому случаю Косово». Затем появились и другие случаи. И мы все начали говорить о целостности территорий. Думаю, что мы должны выражаться ясно, выбирая приоритет в отношении этих двух главных принципов ООН. Г-н Гуттереш предельно четко сказал, что территориальная целостность стран должна уважаться».
«Принцип территориальной целостности - превалирующий принцип как в уставе ООН, так и в Хельсинском заключительном акте, - поддержал Токаева на круглом столе президент Азербайджана Ильхам Алиев. - В Хельсинском заключительном акте содержится очень четкое определение территориальной целостности и самоопределения. Самоопределение не должно нарушать территориальную целостность стран. И это фундаментальный принцип международного законодательства. Но мы наблюдаем двойные стандарты каждую неделю, каждый день. Получается, что правила и законы не соблюдаются в отношении малых стран. Сверхдержавы свободны интерпретировать международное законодательство в соответствии с их национальными интересами. Когда им нравится, они поддерживают территориальную целостность, когда им нравится, они поддерживают самоопределение».
Возникновение подобной ситуации Алиев связал с деградацией международных институтов, в частности ООН, приведя в пример конфликт вокруг нагорного Карабаха: «Постоянные члены Совбеза ООН сами в начале 1990-х приняли резолюцию о выводе армянских войск [c оккупированных территорий], но не надавили на агрессора, чтобы он выполнил эти резолюции. Как понять их поведение? Все это основано на интересах, а не на международном законодательстве».
По мнению Ильхама Алиева, самый важный вопрос XXI века заключается в том, существуют ли механизмы, которые могут укрепить потенциал международных организаций: «Если все мы свободны от выполнения международных обязательств, тогда не должно быть атак на малые государства, принуждения их выполнить те или иные решения. Решения принимаются для всех. И все равны».
Отвечая на вопрос о том, может ли способствовать решению проблемы движение мира в сторону многополярности, Алиев заметил: «В многополярном мире есть больше пространства для маневра. Но одновременно многополярность может привести к тайным соглашениям, о которых мы знаем из истории ХХ века, когда мир был разделен лидирующими странами мира. Все зависит от того, как многополярность используется. Либо она используется в своих интересах и для доминирования какими-то странами, или многополярность - это взаимосвязь, продуктивность, уважение к малым и слабым странам. На сегодняшний день, думаю, у нас достаточно оснований, чтобы волноваться по этому поводу».