Местное самоуправление - фундамент вертикали
Читать на сайте Вестник КавказаСчитается, что президентская вертикаль ограничивает диктатуру и самоуправство региональных элит. Но контроль над региональными элитами, и контроль над регионами – разные вещи. Не все элиты пользуются поддержкой и влиянием на местах. Сегодня все чаще говорят, что фундаментом президентской вертикали должны стать органы местного самоуправления. Поэтому одной из самых обсуждаемых тем в регионах СКФО становится налаживание прямых контактов полпредства с местными органами, гражданскими структурами и СМИ.
Эксперты из всех регионов СКФО сходятся во мнении, что Александр Хлопонин будет учитывать в своей работе положительный опыт и заслуги национальных элит и старых кланов. Но в тоже время он будет формировать новую элиту из профессионалов и искать опору в структурах гражданского общества. Сейчас обсуждается встреча Дмитрия Медведева и Александра Хлопонина с лидерами общественных организаций СКФО. Она может состояться в середине мая.
Корреспондент ВК в Дагестане попытался смоделировать тезисы, которые «общественники» и эксперты могли бы озвучить президенту.
В Дагестане федеральный центр, опираясь исключительно на бывшего президента Муху Алиева, фактически утратил контроль над республикой. С приходом нового президента Магмедсалама Магомедова об управляемости многонациональным регионом пока говорить не приходится.
В республике существует оппозиция на отдельных территориях. Условно их можно назвать оппозиционными анклавами - глава того или иного района или города находится в жесткой оппозиции к главе региона. При Муху Алиеве количество оппозиционных анклавов возросло. Это стало одним из факторов дестабилизации, ведь анклавная оппозиция была неконструктивной.
Лояльность местных глав не гарантирует стабильность. Нельзя исключить, что на этих территориях существуют мины замедленного действия. Большинство глав районов и городов, лояльных к республиканской власти, не пользуется доверием местного населения, отдельных родов или населенных пунктов, а держится благодаря дотациям, правоохранительным органам, личной охране и административному ресурсу.
Существующая практика создания территориальных подразделений федеральных структур себя не оправдывает. Они дублируют работу региональных органов власти. И федеральные подразделения, и аппараты муниципальных властей - по сути, наместничества. Одни ведают всеми вопросами на отдельных территориях, другие - отдельными направлениями на всей территории. Эти структуры неэффективны и препятствуют развитию малого бизнеса, считающегося основным ресурсом развития органов местного самоуправления, гражданских структур и независимых СМИ.
Местные экспертные сообщества обсуждают тему налаживания прямого взаимодействия аппарата полпредства с общественными организациями, органами местного самоуправления и независимыми СМИ на местах без посредничества региональных элит и кланов. Если не наладить связь с местными сообществами сейчас, то в ближайшей перспективе сотрудничать будет не с кем. Безработная молодежь уходит в леса, ведь государство не может предложить им более безопасное орудие труда, нежели автомат Калашникова.
В Дагестане сокращается доля самозанятого населения, которое участвует в организации местного самоуправления. Основной причиной стало административное давление.
Во многих муниципальных районах и городах есть оппозиция, но она загнана в подполье. Такая ситуация крайне опасна. Федеральный центр не знает о существовании такой оппозиции, а главы муниципальных образований называют ее активистов бандитами или ваххабитами.
Одной из основных статей «левых» доходов глав муниципальных образований стала незаконная продажа земель. Распродавая земли, чиновники лишают людей возможности зарабатывать на жизнь за счет ведения натурального хозяйства, а потом удивляются, что молодежь уходит в леса, пополняя ряды боевиков.
Малому бизнесу на местах не просто юридически оформиться или легализоваться. Любой человек, который открывает свое дело автоматически становиться оппозиционером, поскольку ему придется конкурировать с чиновниками, у которых есть свой бизнес.
Мелкие производители сельхозпродукции платят мзду за разрешение продавать и вывозить продукцию или вынуждены сдавать ее по дешевке перекупщикам, которые контролируют все городские рынки.
В одних муниципалитетах есть юридически оформленные общественные организации, оппозиционные к главам районов, но недостаточно развит малый бизнес или он существует нелегально. В других наоборот есть бизнес, но нет организаций.
Общественные организации нужны на местах для общественной, информационной, организационной поддержки и юридической защиты малого бизнеса и самодостаточного гражданского населения. Поэтому против чиновничьей круговой поруки придется создать систему – противовес из общественных организаций, органов местного самоуправления, ассоциаций различных видов предпринимательства и СМИ. Их и сможет курировать полпредство СКФО.
Эксперты из всех регионов СКФО сходятся во мнении, что Александр Хлопонин будет учитывать в своей работе положительный опыт и заслуги национальных элит и старых кланов. Но в тоже время он будет формировать новую элиту из профессионалов и искать опору в структурах гражданского общества. Сейчас обсуждается встреча Дмитрия Медведева и Александра Хлопонина с лидерами общественных организаций СКФО. Она может состояться в середине мая.
Корреспондент ВК в Дагестане попытался смоделировать тезисы, которые «общественники» и эксперты могли бы озвучить президенту.
В Дагестане федеральный центр, опираясь исключительно на бывшего президента Муху Алиева, фактически утратил контроль над республикой. С приходом нового президента Магмедсалама Магомедова об управляемости многонациональным регионом пока говорить не приходится.
В республике существует оппозиция на отдельных территориях. Условно их можно назвать оппозиционными анклавами - глава того или иного района или города находится в жесткой оппозиции к главе региона. При Муху Алиеве количество оппозиционных анклавов возросло. Это стало одним из факторов дестабилизации, ведь анклавная оппозиция была неконструктивной.
Лояльность местных глав не гарантирует стабильность. Нельзя исключить, что на этих территориях существуют мины замедленного действия. Большинство глав районов и городов, лояльных к республиканской власти, не пользуется доверием местного населения, отдельных родов или населенных пунктов, а держится благодаря дотациям, правоохранительным органам, личной охране и административному ресурсу.
Существующая практика создания территориальных подразделений федеральных структур себя не оправдывает. Они дублируют работу региональных органов власти. И федеральные подразделения, и аппараты муниципальных властей - по сути, наместничества. Одни ведают всеми вопросами на отдельных территориях, другие - отдельными направлениями на всей территории. Эти структуры неэффективны и препятствуют развитию малого бизнеса, считающегося основным ресурсом развития органов местного самоуправления, гражданских структур и независимых СМИ.
Местные экспертные сообщества обсуждают тему налаживания прямого взаимодействия аппарата полпредства с общественными организациями, органами местного самоуправления и независимыми СМИ на местах без посредничества региональных элит и кланов. Если не наладить связь с местными сообществами сейчас, то в ближайшей перспективе сотрудничать будет не с кем. Безработная молодежь уходит в леса, ведь государство не может предложить им более безопасное орудие труда, нежели автомат Калашникова.
В Дагестане сокращается доля самозанятого населения, которое участвует в организации местного самоуправления. Основной причиной стало административное давление.
Во многих муниципальных районах и городах есть оппозиция, но она загнана в подполье. Такая ситуация крайне опасна. Федеральный центр не знает о существовании такой оппозиции, а главы муниципальных образований называют ее активистов бандитами или ваххабитами.
Одной из основных статей «левых» доходов глав муниципальных образований стала незаконная продажа земель. Распродавая земли, чиновники лишают людей возможности зарабатывать на жизнь за счет ведения натурального хозяйства, а потом удивляются, что молодежь уходит в леса, пополняя ряды боевиков.
Малому бизнесу на местах не просто юридически оформиться или легализоваться. Любой человек, который открывает свое дело автоматически становиться оппозиционером, поскольку ему придется конкурировать с чиновниками, у которых есть свой бизнес.
Мелкие производители сельхозпродукции платят мзду за разрешение продавать и вывозить продукцию или вынуждены сдавать ее по дешевке перекупщикам, которые контролируют все городские рынки.
В одних муниципалитетах есть юридически оформленные общественные организации, оппозиционные к главам районов, но недостаточно развит малый бизнес или он существует нелегально. В других наоборот есть бизнес, но нет организаций.
Общественные организации нужны на местах для общественной, информационной, организационной поддержки и юридической защиты малого бизнеса и самодостаточного гражданского населения. Поэтому против чиновничьей круговой поруки придется создать систему – противовес из общественных организаций, органов местного самоуправления, ассоциаций различных видов предпринимательства и СМИ. Их и сможет курировать полпредство СКФО.