Гарант экономического процветания Армении – освобождение территорий Азербайджана
Читать на сайте Вестник КавказаВ настоящее время Армения, не имеющая общей границы с Россией, практически отрезана от нее не только территориями соседних стран, но и сложными территориальными межгосударственными спорами. Восстановление транспортных коммуникаций - сложный и почти не выполнимый проект, возникший в связи с оккупацией ВС Армении территории Азербайджана – Нагорного Карабаха и восьми районов, прилегающих к нему районов, не имеющих отношения к Нагорному Карабаху. Причем именно в связи с оккупацией этих территорий Армения не может использовать транспортные пути Азербайджана, географически соединяющего ее с Россией.
Азербайджан, территориальная целостность которого признается и Грузией, и Россией, готов после освобождения своих территорий предоставить Армении возможности использовать его транспортные узлы. Похоже, что это единственное правильное решение сложнейшего вопроса, которое, в конечном счете, принесет пользу всем странам региона - и России, и Армении, и Азербайджану, и Грузии.
Тем не менее сейчас Россия и Грузия пытаются работать на этом направлении. Об этом – тбилисский обозреватель «Вестника Кавказа» Георгий Калатозишвили поговорил со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе, который недавно обсуждал в Праге деликатную тему соглашения «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным.
- Зураб Ираклиевич, как прошли переговоры в Праге?
- Весьма конструктивно. С грузинской стороны в переговорах участвовали представители Министерства экономики, отвечающие за транспортное направление, а с российской – Министерства транспорта. Обсудили вопросы, предусмотренные нашим мандатом. Мы с Григорием Карасиным обсуждаем именно экономические, торговые и гуманитарные, а не политические проблемы. Проанализировали с коллегами итоги прошлого года и наметили перспективы на нынешний год с тем, чтобы способствовать развитию торгово-экономических связей.
- Какие именно проекты в сфере транспорта обсуждались в ходе переговоров?
- Проекты по осуществлению авиационного и транспортного, в том числе наземного автомобильного сообщения. В частности, соглашение 2011 года. Мы согласились, что пора принять все меры, чтобы завершить работы в этом плане и перейти к этапу имплементации соглашения «О таможенном мониторинге».
- По данному соглашению предусматривается осуществление торговли между странами Закавказья и Россией через Абхазию и Южную Осетию – ведь именно через них проходят упомянутые в соглашении «торговые коридоры?»
- В документе напрямую не упоминаются Абхазия и Южная Осетия, но он сам по себе интересен тем, что в нем действительно заложен механизм, который может способствовать развитию торговли.
***
Несмотря на согласие сторон по вопросу развития торгово-экономических связей, им не удалось договориться об экстрадиции в РФ уроженца Чечни Юсупа Лакаева, которого подозревают в убийстве вице-консула посольства РФ в Абхазии Дмитрия Вишернева и его жены 9 сентября 2013 года. 13 сентября того же года Лакаева арестовали грузинские полицейские после того, как в ходе перестрелки он ранил одного из стражей порядка. «Таким образом, этот гражданин РФ совершил тяжкое преступление на территории Грузии, отбывает длительное заключение и не может быть экстрадирован», - подчеркнул грузинский дипломат.