Обзор грузинской прессы (1-7 февраля)
Читать на сайте Вестник КавказаНа минувшей неделе Европарламент одобрил безвизовый режим для грузинских граждан. Теперь этот вопрос будет вынесен на голосование в Совете министров ЕС. Безвизовый режим подразумевает, что граждане Грузии смогут на 90 дней за 180-дневный срок посещать страны Шенгенской зоны без консульств и очередей. Сейчас в целях туризма или частного визита гражданину Грузии потребуется биометрический паспорт, медицинская страховка, обратный билет, бронь в гостинице и сумма на счету, обеспечивающая пребывание в стране на конкретный срок. При этом в грузинском обществе стали появляться опасения, что обедневшее население покинет страну, так как молодежь отправится на заработки и будет систематически нарушать отведенный 90-дневный срок, пишет газета "Резонанси". По словам менеджера программы евроинтеграции фонда "Открытое общество - Грузия" Вано Чхиквадзе, рисовать апокалиптическую картину еще рано. "Все знают, что и при визовом режиме многим удавалось уехать и нелегально оставаться в ЕС... Позитивным примером является Молдова, потому что за год у них оказалось очень мало нарушителей - около 3 тыс. граждан. Менее позитивным примером являются страны западной части Балканского полуострова - Албания и Сербия, откуда в страны ЕС прибыло очень много соискателей убежища. В определенной степени это было обусловлено и географической близостью. Что будет в нашем случае, я не знаю - повторится сценарий балканских стран или Молдовы", - отметил Чхиквадзе в беседе с корреспондентом "Резонанси".
При этом депутаты Европарламента заявили, что визовая либерализация неизбежно приведет к росту криминала и угрозе терроризма. "Я думаю, это было политическое заявление, которое прозвучало из уст представителей радикальной правой платформы, поэтому я этому не удивлен. Я бы скорее удивился обратному. Естественно, это неприятно, но нормально - в Европарламенте 751 депутат. Среди них есть представители британской "Партии независимости Соединённого Королевства" и французского "Национального фронта" Марин Ле Пен. Голосование показало, что они составляют меньшинство. Против визовой либерализации проголосовало всего 66 человек", - продолжил Чхиквадзе. Ожидается, что безвизовое сообщение вступит в силу в конце марта. К этому времени на голосование в Европарламенте и Совете министров ЕС будет вынесен "Механизм приостановки", решение по которому также ожидается положительное. Однако гражданам Грузии не стоит забывать опыт минувшего года, когда страна ожидала сообщения о безвизовом режиме каждый день.
***
Избрание президентом США республиканца Дональда Трампа открыло новую эру в военно-политической жизни Америки. На этом фоне судьба грузино-американского сотрудничества в военной сфере и сфере безопасности выглядит крайне туманно, - пишет военно-аналитический журнал "Арсенали". "Полной ясности нет и у партнеров НАТО по поводу того, что предпримет президент Трамп, который в ходе президентской кампании в темных красках обрисовал будущее альянса… Особенно с учетом того, что для президента Трампа основным будет налаживание отношений с российским коллегой. Хорошо могут чувствовать себя Израиль и Тайвань, следовательно, крайне обострятся отношения Белого дома с Ираном и Китаем, потому что Трамп открыто выразил поддержку политике Израиля на Ближнем Востоке и нарушил традицию признания "одного Китая", которую неукоснительно соблюдали предшествующие ему президенты", - отмечает издание. При этом отношения с Тбилиси не могут быть приоритетными для Трампа, в связи с чем перспектива вступления Грузии в НАТО становится еще более туманной, как и интенсивность грузино-американского стратегического сотрудничества. "Однако, исходя из своего характера, Трамп может принять и такое неординарное решение, о котором даже не осмелились бы подумать его предшественники. Многое будет зависеть от того, какие отношения будут у Трампа с лидерами Китая и России", - заключает "Арсенали".
***
Граждане Грузии все меньше и меньше доверяют правительственному проекту ларизации. Паники пока нет, однако в банки за прошедшее время обратилось очень мало людей. Если эта тенденция сохранится, то из доллара в лари к окончанию проекта переведут не более 30% от всех займов. Когда 17 января начался проект, воспользоваться предложением захотели не более 400 человек. К настоящему моменту их число не превышает 600. По прогнозам экспертов, после завершения проекта число таких займов не превысит 2 тыс., пишет "Резонанси". Заемщики не разобрались, какую пользу они получат при переводе кредитов в национальную валюту. Банковский сектор также не подсчитал, что можно предложить этой категории потребителей, что подтверждает и разный подход к клиентам.
По словам руководителя компании "Личный банкир" Ираклия Бердзенадзе, после начала программы ларизации заемщики поняли, что это лишь увеличит стоимость их обязательств. Кредитор может остаться в убытке, потому что он не знает, сколько процентов ему придется платить. Вместе с тем, ему навредит и валютный курс, потому что в случае укрепления лари объем займа в национальной валюты возрастет. "Можно сказать, что проект ларизации провалился", - приводит "Резонанси" слова Бердзенадзе. "Посыл неправильно донесен до населения. Ни один заемщик не ответит вам, почему он предпочитает присоединиться к этому процессу. Банк тоже не может доказать, что он предлагает потребителю в случае ларизации, являются ли идентичными займы. Я уверен, что подход к клиентам отличается, процент также колеблется. Поэтому поспешное решение даст обратный эффект. На мой взгляд, проект вызывал бы больше доверия, если бы процентная ставка была фиксированной. При укреплении курса лари "клиент программы ларизации" останется в убытке. В таком случае кто возместит ему понесенные убытки? Никто! Поэтому люди в растерянности", - заявил Бердзенадзе. Но также отметил, что государство не смогло объяснить, почему заемщики должны воспользоваться ларизацией. Свою роль сыграл и низкий уровень финансового образования населения. Когда в банки обращается мало заемщиков, это означает, что программа провалилась. Ларизация, кроме того, не выгодна и самим банкам, так как им приходится вступать в валютный риск. Кроме того, Нацбанк Грузии, предложивший программу для укрепления национальной валюты, позднее сообщил, что на курс лари это не окажет никакого влияния. Все это явно свидетельствует о провале программы ларизации, без которой, однако, разрешить макроэкономические проблемы страны не представляется возможным, заключает газета.
***
"Грузинские железные дороги" (ГЖД) вынуждены постоянно сокращают грузооборот. Инфраструктура железных дорог и состояние работников радикально не улучшается, за последние 4 года доходы компании сократились почти на 50%. В качестве одной из причин этого указывается глобальный экономический фактор, однако и без него ситуация в ГЖД оставляет желать лучшего, что нашло справедливое отражение в международном рейтинге перевозчиков – отмечает газета "Резонанси".
"В 2012 году доход ГЖД составлял $215 млрд. В 2013 году этот показатель составил $209 млн. Тенденция сохранилась и в 2014 году, когда объем доходов составил $198 млн. В 2015 году он достиг $181 млн, а к 2016 году составил $115 млн", - сообщает газета. Таким образом, за 4 года доход сократился почти вдвое. Без преувеличения можно сказать, что ГЖД - одна из самых безуспешных государственных организаций. Причиной этого специалисты называют проблему менеджмента и говорят о необходимости системных изменений. Руководитель "Центра исследования транспортного коридора" Паата Цагареишвили объясняет проблему внешним фактором, но добавляет, что на сокращение грузооборота сильно повлияли проблемы в менеджменте, в результате чего ГЖД стала неконкурентной структурой, не способной обеспечивать перевозки имеющихся грузов, пишет газета.
"Проблемы в ГЖД связаны как с внешними, так и с внутренними факторами. В первую очередь, в нефтепроводе произошла переадресация. Кроме этого, в нашем коридоре цены были и остаются высокими. Страны Центральной Азии смогли улучшить свой экономический прогресс и начали транспортировать готовую продукцию. Это также повлияло на сокращение грузооборота. Много и внутренних причин. В первую очередь то, что тарифные составляющие в соседних странах и на паромных переправах очень высоки по сравнению с альтернативными коридорами. Из-за этого нет координации между странами, расположенными вдоль коридора. Инфраструктура и движимый состав устарели. Чаще всего вызванные инфраструктурой осложнения, проблемы со сроками, которые возникают при перевозках, приводят к переадресации грузов по другим направлениям", - приводит "Резонанси" слова Цагареишвили.