Казахстан возвращается в поле зрения США

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сенат Конгресса США в понедельник официально завершил дебаты по вопросу утверждения экс-главы ExxonMobil Рекса Тиллерсона в качестве нового госсекретаря. Принятое Сенатом решение означает, что вопрос о его окончательном утверждении может быть поставлен на голосование на одном из ближайших заседаний. Бывший глава нефтяного гиганта был предложен на должность руководителя Госдепартамента президентом США Дональдом Трампом. О том, что будет означать это утверждение Тиллерсона для Казахстана, пишет Forbes.

Холодный, большой и гористый, но богатый и крайне важный для Евразии Казахстан будет появляться в заголовках гораздо чаще в этом году, если кандидатура бывшего генерального директора Exxon Рекса Тиллерсона, выдвинутая Дональдом Трампом на пост госсекретаря, будет утверждена. Казахстан, богатый ураном, нефтью и газом, расположен на берегу Каспийского моря в самом центре Евразии. Он является одной из немногих стран бывшего Советского Союза, имеющих стабильно функционирующую и инвестиционно привлекательную экономику. Президент России Владимир Путин пригласил представителей администрации Трампа в столицу страны, Астану для участия в переговорах по Сирии. Переговоры, в которых впервые за шесть лет приняли участие представители и режима Башара Асада, и вооруженной сирийской оппозиции, привели к успеху усилий России, Турции и Ирана по укреплению режима прекращения огня, согласованному в декабре. Трамп не присутствовал на переговорах, но обсудил их с Путиным по телефону с субботу. 

76-летний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев позиционирует себя как лидер, который ведет молодую страну в XXI век. Казахстан сотрудничает и с Россией, и с Китаем, и с Америкой. Страна жаждет добиться еще больших успехов, что, вероятно, также позволит ей появиться в поле зрения различных корпораций и инвесторов. В этом месяце Казахстан занял свое место в Совете Безопасности ООН, и Назарбаев заявил, что главной целью его страны в станет борьба против ИГИЛ и Аль-Каиды. Схожую цель преследуют Трамп и Тиллерсон, заинтересованные в безопасности других стран для обеспечения интересов американского бизнеса. В июне в Казахстане пройдет Экспо-2017. В Астане надеются, что выставка поможет показать достижения страны не только в сфере добычи и транспортировки сырьем. Экспо-2017 пройдет с 10 июня по 10 сентября,и будет посвящена таким темам, как экологически чистая энергия, новые строительные материалы, умные сети электроснабжения.

Тиллерсон встречался с Назарбаевым в июне 2016 года в Санкт-Петербурге на полях ежегодной инвестиционной конференции. Они обсуждали инвестиции Exxon в новые нефтяные месторождения Казахстана, которые будут вложены, когда цена на нефть станет более благоприятной. В настоящее время цены на нефть достигли отметки более $52 за баррель. В прошлом году цена составляла $35. Exxon находится в Казахстане уже более 20 лет. И хотя Тиллерсон больше не связан с компанией, возможно, это тот случай, когда можно вытащить человека из нефтяной индустрии, но нельзя вытащить нефтяную индустрию из человека. Почему бы Тиллерсону не расширить влияние энергетических и других компаний США на Казахстан?

Руководство Казахстана говорит, что не хочет концентрироваться только на нефти. Для страны, чья экономика понесла большие потери из-за падения цен на нефть, бюджетный прогноз правительства смотрится гораздо лучше, чем в Бразилии и России.  Если отношения между США и Россией хоть улучшатся, Казахстан не останется без внимания. У него есть ресурсы, он является одним из основателей Евразийского экономического союза, зоны свободной торговли с Россией, Белоруссией, Арменией и Киргизией. Он получил место в Совете Безопасности ООН, он стремится диверсифицировать экономику, наконец, он нуждается в инвестициях.

Казахстан оживает

ExxonMobil вновь хочет начать делать деньги в Казахстане. Интерес к Каспийскому морю растет вместе с ценами на нефть. Еще в январе 2008 года посол США в Казахстане Джон Ордуэй сообщил Государственному департаменту, что идут постоянные переговоры между нефтяными компаниями США и Европы и правительством Казахстана по приобретению значительной доли в месторождении Кашаган. Тогда Тиллерсон был последним препятствием соглашению, поскольку не хотел соглашаться на повышенную долю государственной нефтяной компании КазМунайГаз. Как заявлял Ордуэй, понимая значимость месторождения, Тиллерсон продолжал стоять на своем. Только после того, как другие участники переговоров оказали на него сильное давление, а также после угрозы лишиться возможности вести бизнес в Казахстане в будущем, Тиллерсон согласился на предлагаемые условия. 

Однако если цена на нефть поднимется до $80 и выше, Exxon и другие крупные нефтяные компании быстро вернутся в Казахстан, заявляют эксперты, занимающиеся проектами на месторождении Кашаган. 

В мае Chevron, Exxon и российский ЛУКОЙЛ договорились инвестировать около $37 млрд в нефтяное месторождение «Тенгиз», расположенное в Прикаспийской низменности. Это одно из самых дорогих нефтяных месторождений в мире, и именно поэтому американцы работали в команде российской нефтяной компанией, находящейся под санкциями, когда цена на нефть была ниже $45 за баррель.

Отмечается, что Кашаган - билет Казахстана в топ-30 самых промышленно развитых стран мира. В прошлом году, после долгих и часто разочаровывающих задержек, был наконец-то начат экспорт нефти. Уровень добычи, прогнозируемый правительством на этот год, составляет 221000 баррелей в день, но в октябре британская консалтинговая фирма Wood Mackenzie заявила, что 154000 баррелей в день - более реалистичный прогноз для Кашагана. Все это вынуждает Астану выходить за пределы ее опирающейся на сырье экономики. Любовь Трампа и Тиллерсона к России может привести к сближению с Казахстаном, а с учетом проведения Экспо-2017 в этом году, Казахстан может стать привлекательным не только Exxon, но и для многих других компаний.

Китайская мечта Казахстана

Лидер Китая Си Цзиньпин любит рекламировать новую "китайскую мечту". Казахстан тоже любит эту мечту, поскольку большая часть денег, поступающих в страну сегодня, идет от китайских инвесторов. «Китай увеличивает свое присутствие, и сегодня он является основным кредитором Казахстана», - заявила Алиша Гарсия Герреро, главный экономист гонконгского Natixis Global Asset Management. В китайском Шелковом пути Казахстану отведено почетное место. Как отмечают в Европейском совете по международным отношениям, будущий экономический рост Казахстана зависит от развития инфраструктуры и региональной торговли. Всемирный банк прогнозирует, что в результате китайских инвестиций и роста нефтяных цен, экономика Казахстана вырастет от всего 0,9% ВВП в 2016 году до 2,2% в этом году, 3,7% в 2018 году и 4% в 2019 году. Во многом это может произойти благодаря таким инфраструктурным проектам как Нурлы Жол (путь в будущее) и международный финансовый центр "Астана", который должен стать евразийским финансовым хабом. Согласно докладу "Ведение бизнеса" Всемирного банка, по мере увеличения китайского присутствия в экономике, Казахстан смог подняться до 35-го места.

По данным Всемирного банка, среди бывших советских республик, на Казахстан приходится 80% всех иностранных инвестиций. Казахстан также входит в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных стран в мире, поскольку в данный момент правительство переписывает инвестиционные правила, позволяя всем, у кого есть деньги и идеи, инвестировать в страну. Но даже если Назарбаев говорит об инвестициях в инфраструктуру, технологии и производство, именно нефтяной и горнодобывающий секторы приносят стране больше всего денег. «Диверсификация происходит недостаточно быстро, так что в Казахстане продолжается стагнация, - считает Гарсия Герреро. - Но я не думаю, что она будет длиться вечно».

Назарбаев заявлял, что экономика Казахстана может развиваться дальше только на новой технологической базе, при которой специалисты и новая инфраструктура будут поддерживать несырьевой бизнес для привлечения американцев помимо Exxon и Chevron.  Некоторых беспокоят вопросы преемственности и политической стабильности из-за долгого правления Назарбаева. Но 25 января президент Казахстана сделал шаг, который, скорее всего, будут приветствовать иностранные инвесторы. Он объявил, что уступает некоторые из полномочий парламенту и правительству. Это решение может способствовать созданию условий для дальнейшего плавного перехода власти.

В этой преимущественно мусульманской стране работают 475 колледжей и 312 профессиональных школ. Согласно оценке Invest Kazakhstan, каждый четвертый студент обучается по тем специальностям, которые необходимы стране. Количество выпускников, получивших STEM-образование, увеличивается с каждым годом. Экономика также активно развивается для того, чтобы вернуть казахских студентов, ранее уехавших в США и Европу.

В то же время иностранные компании вынуждены привозить своих людей из-за низкой квалификации казахских специалистов. В прошлом году исполнительный вице-президент по развитию бизнеса и корпоративному планированию ConocoPhillips Дон Валлетт предложил Казахстану посмотреть на опыт Норвегии и сделать высшее образование бесплатным или создать систему беспроцентных студенческих кредитов, что он и сделал в начале этого года. Exxon также финансирует программы высшего образования, в частности в Университете КИМЭП. 

Но не Тиллерсон или Трамп вернут Казахстан в поле зрения Америки, а способность страны диверсифицировать свою экономику, как это сделали новые развивающиеся рынки ОАЭ и Катара в Персидском заливе. У Казахстана есть несколько козырей. Он дружит с Москвой и Пекином. У него прочные отношения с Брюсселем и Вашингтоном, а также с Тегераном и Иерусалимом. Если он все сделает правильно, очень скоро он сможет стать лучшим развивающимся рынком бывшего Советского Союза. Если Тиллерсон станет госсекретарем, новое правительство США будет знать эту страну лучше, чем когда-либо. «Мы хотим стать логистическим центром для Китая и Евразии. - говорил бывший министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов. - Речь идет об экономической дипломатии. Мы создаем здесь благоприятный внешнеполитический климат для дальнейшего установления международных договорных обязательств и правовых рамок, потому что мы ищем зарубежных партнеров. Нам это нужно. Я думаю, что именно в этом году мир увидит, что здесь происходит».