Торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира неизбежна
Читать на сайте Вестник КавказаРезкая критика торговой практики Китая; нарушение дипломатического протокола, чтобы принять телефонный звонок от президента Тайваня Цай Инвэнь; поставленная под сомнение основа американо-китайских отношений - политика единого Китая; назначение антикитайских ястребов на важные торговые посты - кажется, всеми этими действиями президент США Дональд Трамп дает понять, что он намерен встряхнуть отношения с Пекином. По мнению многих наблюдателей, это приведет к тому, что китайско-американские отношения будут резко ухудшаться, и поставит страны на грань столкновения. Эксперты считают, торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира неизбежна.
Дональд Трамп и Цай Инвэнь
«Если китайские лидеры хотят еще больших потерь, которые будут влиять на их жизнь, то им необходимо идти вперед и развязать большую торговую войну с США, потому что именно это и произойдет», - говорит Алан Тонелсон, основатель блога RealityChek, бывший научный сотрудник Совета предпринимателей и промышленности США.
По мнению других экспертов, есть более серьезные проблемы, чем возможная торговая война. Например, непреднамеренная эскалация напряженности по тайваньскому вопросу. Пекин находится на пороге смены руководства, что может сделать его особенно чувствительным к внешним провокациям.
Президент консалтинговой компании, занимающейся просчетом политических рисков, Eurasia Group Ян Бреммер написал в своем последнем докладе «Основные риски 2017 года», что «планируемое изменение руководства Китая будет формировать политическую и экономическую траекторию государства на ближайшие десять и более лет».
В связи с традиционным правилом, регулирующим пенсионный возраст китайских высших руководителей, пять из семи членов Постоянного комитета Политбюро, высшего органа руководства Китая, могут уйти в отставку до съезда партии, который проходит два раза в 10 лет, в результате чего останутся только президент Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян. «Масштаб изменений среди элиты до, во время и после предстоящего XIX съезда партии, в сочетании с разделенной политической средой, которую сформировал президент Си Цзиньпин, сделает этот переход одним из самых сложных событий с начала эпохи реформ в Китае», - сообщается в отчете.
«Си будет чрезвычайно чувствителен к внешним вызовам для интересов своей страны в то время, когда будут наблюдать за его руководством, - пишет Бреммер. - Китайский лидер, вероятно, будет более решительно, чем когда-либо, реагировать на вызовы внешней политики».
Во внутренней политике антикоррупционная кампания Си Цзиньпина сотрясла отлаженную на протяжении десятилетий систему протекции и незаконного использования власти: лидеры в Пекине и провинциях парализованы страхом стать жертвами этой кампании.
Доцент университета Сетон Холл в Нью-Джерси Чжэн Ван указывает на то, что исторически съезд партии всегда приходится на время повышенного внутреннего национализма. Кроме того, именно в это время Пекин дает необычно жесткие ответы на внешние инциденты для того, чтобы успокоить общественность. На фоне политической неопределенности экономика Китая после трех десятилетий бурного роста резко замедляется. По мнению экономистов, страна стоит на пороге общенационального долгового кризиса, вызванного экспансионистской денежно-кредитной и фискальной политикой.
Как было отмечено аналитиками Eurasia Group, китайские «крупные экономические дисбалансы продолжают расти, руководство страны медленно идет на новые рыночные реформы, а компромиссы экономической политики становятся все более острыми».
«Интенсивное внимание Китая к внутренней стабильности означает, что Си вполне может перегнуть палку или застопориться при появлении признаков экономических трудностей», - пишет Бреммер. И это будет иметь широкомасштабные последствия. По мнению эксперта, любой неверный шаг Си Цзиньпина вызовет глобальную экономическую нестабильность.
В оценке рисков для 2017 года консалтинговая компания указывает на то, что чрезмерная реакция Китая - это второй по величине риск. Ван недавно писал в журнале Foreign Policy, что «Трампу и Си нужен тайм-аут для предоставления друг другу времени и пространства, чтобы разобраться с внутренней политикой при сохранении статус-кво в китайско-американских отношениях. Взаимно согласованный дипломатический перерыв позволит обеим лидерам сосредоточиться на том, чтобы сделать свои страны снова великими».