Европа зависит от США больше, чем готова признать
Читать на сайте Вестник КавказаПосле того, как неделю назад президент Трамп назвал блок НАТО «устаревшим» и подверг критике Европейский союз, канцлер Германии Ангела Меркель вызывающе ответила: «Мы – европейцы, и наша судьба находится в наших руках». Меркель считает, что Европа не нуждается в поддержке Америки, чтобы оставаться на мировой арене. Но внимательно присмотревшись к трансатлантической торговле, военному сотрудничеству и лоббированию интересов, можно увидеть, что ЕС в значительной степени зависит от США, даже больше, чем некоторые европейцы, в том числе и Меркель, готовы признать.
Европейцы, которые утверждают, что раскол между США и Европой не будет играть особого значения, часто указывают на число американских солдат, базирующихся в Европе. Количество американских военнослужащих действительно уменьшилось с почти 400 тысяч в 1953 году до примерно 65 тысяч сегодня.
Значительное снижение контингента произошло после падения берлинской стены и окончания холодной войны. Американские войска оставались в Европе после окончания Второй мировой войны для обеспечения стабильности в Европе и борьбы с СССР. С распадом СССР многие американские военнослужащие стали не нужны. Большинство американцев, базирующихся в Европе, находятся в Германии, где расположена штаб-квартира Европейского командования США. Действительно ли Европа полагается на НАТО, не выплачивая свою долю? Некоторые члены ЕС на самом деле платили меньше, чем того требует НАТО - альянс просит каждое государство, входящее в его состав, тратить 2% своего ВВП на оборону. Некоторые до сих пор так делают.
Однако ряд европейских стран, в том числе Германия и Франция недавно объявили о планах увеличения оборонных бюджетов и решении вкладывать больше. Это переосмысление произошло еще до того, как Трамп стал президентом, и не имеет никакого отношения к его недавней критике военного альянса. Меркель, к примеру, объявила прошлой весной, что хочет увеличить ежегодный оборонный бюджет страны на $27 млрд в течение следующих трех лет. Эта мера удвоит текущий бюджет, но расходы все равно будут ничтожными по сравнению с $664 млрд, которые США тратят каждый год.
Экономика ЕС тоже все больше сближается с американской. США и ЕС - крупнейшие торговые партнеры, и в течение последнего десятилетия общий объем торговли между ними увеличился на 50%. Хотя президент Трамп, скорее всего, не примет соглашение о свободной трансатлантической торговле, трансатлантическая экономика уже успешно работает. За более тесными экономическими связями стоит растущий интерес США в получении большего контроля над европейскими законами. Согласно E.U. Integrity Watch, НПО, которая осуществляет мониторинг лиц, принимающих решения в Брюсселе, американские компании стали одними из главных лоббистов. Их влияние на Европейскую комиссию находится под особым наблюдением, поскольку комиссия несет полную ответственность за законодательство, которое применяется всеми 28 государствам-членам. С декабря 2014 года американские компании провели больше встреч с членами Европейской комиссии, чем организации некоторых самых влиятельных членов ЕС, в том числе Франция, Италия и Великобритания. Большинство американских компаний, инвестирующих в лоббистские усилия в Брюсселе, это банки, такие как Goldman Sachs, или корпорации из Силиконовой долины, такие как Google и Microsoft.
Американские лоббисты будут чувствовать себя как дома в Европе в любом случае. В некоторых странах более 80% всех транслируемых по телевидению фильмов - американские. В Восточной Европе доля американского контента особенно велика. В Румынии только каждый 10-й транслируемый фильм не является американским. Франция, наоборот, долгое время сопротивлялись культурному влиянию США. В течение многих десятилетий французское правительство поддерживает собственную киноиндустрию, благодаря специальными программами финансирования. Несмотря на эти усилия, 43% всех фильмов, транслировавшихся крупнейшими французскими телеканалами в 2013 году, были американского производства.
Американская музыка так же доминирует в Европе. Здесь Франция тоже пыталась сопротивляться. По законодательству, 40% эфирного времени радиостанции должны транслировать французские песни, способствуя тем самым продвижению местных талантов. Ведущие и владельцы станций, однако, открыто выступают против этого требования, заявляя, что для эфира просто не хватает хороших песен.
Словом, во многих вопросах, больших и малых, Европа все еще не может «насытиться» Америкой.