С чем придет на Южный Кавказ президент Трамп?
Читать на сайте Вестник КавказаРоссийские эксперты, опрошенные "Вестником Кавказа", разошлись во мнениях о том, какой будет наиболее вероятная политика Вашингтона при президенте Дональде Трампе в отношении Южного Кавказа: с одной стороны, изоляционистская программа миллиардера предполагает некоторое понижение интереса США к зарубежным странам, в том числе к постсоветскому пространству, с другой стороны, ожидать радикальной смены американского внешнеполитического курса не приходится.
В пользу снижения активности Штатов на Кавказе высказался руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член РСМД Алексей Арбатов. "Если при Буше республиканцы испытывали особую любовь к Южному Кавказу, в первую очередь, к Грузии времен Михаила Саакашвили (она была для них столь важной, что США обострили отношения с Россией после пятидневной войны 2008 года, да так, что Европе пришлось играть роль миротворца и медиатора), то нынешнее руководство, я думаю, про Южный Кавказ мало что знает и абсолютно безразлично к происходящим там событиям", - считает он.
В связи с этим, по мнению Алексея Арбатова, Америка будет устраняться от любой активности, особенно миротворческой, на Южном Кавказе. "Здесь есть частичная аналогия с Крымом и Украиной, которые трамповскому Вашингтону так же безразличны. Но если крымско-украинский вопрос все же принципиален как первая проба сил новой власти – удастся ли им достичь компромисса или нет – то Южный Кавказ надолго отодвинут в дальний ящик. Даже если начнется новая война, это будет головная боль Европы, но не Трампа", - подчеркнул руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, уверен, что при Трампе внешняя политика США станет более жесткой и целеустремленной. "Совершенно очевидно, что США будут играть более активную роль на Южном Кавказе, как и в Центральной Азии, хотя в последнее время они практически не занимались этими регионами более-менее серьезно. Традиционно англо-саксонский мир использует Южный Кавказ для того, чтобы пытаться воздействовать на Россию, и США продолжат этот курс в ближайшем будущем", - прогнозирует он.
"В этой связи мы, конечно, ожидаем эскалации конфликтов, усиления деятельности незаконных формирований и активности НКО западных стран на Южном Кавказе. Создавая угрозы и новые вызовы для России в этом регионе, Запад будет пытаться смягчать позицию российского руководства по другим вопросам", - обратил внимание Алексей Мухин.
Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев указал на потребность США в координации своей активности на Южном Кавказе с Россией. "Для Южного Кавказа есть несколько существенных моментов от прихода к власти Дональда Трампа. Во-первых, Трамп может ускорить движение Грузии в сторону НАТО – с другой стороны, точно так же он может и не придавать ему большого значения. Понятно, что в случае ускорения этого процесса в Москве счастливы не будут совершенно точно", - отметил он.
"В том, что касается нагорно-карабахского конфликта, встает вопрос о координации нашей работы. Если на начальных этапах Россия и США действовали как посредники совместно, то потом наше взаимодействие по Карабаху несколько расстроилось, теперь координацию действий нужно восстановить. Также российско-американская координация остро необходима в проблеме борьбы с проникновением радикальных группировок на Южный Кавказ, ведь эти угрозы недооценивать нельзя, нужно общее со странами региона противодействие радикалам", - заключил Иван Тимофеев.