Обзор прессы Кавказа 16 - 22 января

Читать на сайте Вестник Кавказа

Парламент Южной Осетии официально объявил о дате проведения очередных президентских выборов - они пройдут 9 апреля. Как сообщила председатель ЦИК Белла Плиева, первым этапом предвыборной кампании должна стать регистрация инициативных групп и партий, выдвигающих кандидатов в президенты Южной Осетии. О намерении принять участие в президентской гонке заявили действующий глава республики Леонид Тибилов и спикер парламента Анатолий Бибилов, а также бывший президент РЮО Эдуард Кокойты, который занимал эту должность с 2001 по 2011 годы. Однако так называемый "ценз оседлости", закрепленный по инициативе самого Кокойты в Конституции республики, не позволяет бывшему президенту на законных основаниях претендовать на верховный пост. Последние несколько лет он не проживал  в Южной Осетии. Данные опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ (Россия) в декабре 2016 года, свидетельствуют, что за Тибилова намерены проголосовать 35,6% опрошенных, за Бибилова — 35,1%. При этом 17,4% респондентов отметили, что до сих пор не определились с выбором.  По мнению директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, которое приводит интернет-портал "Sputnik-Южная Осетия", главная интрига предвыборной гонки будет заключаться в том, как каждый из кандидатов выстроит свою работу именно с неопределившейся группой избирателей.

Учитывая практически равную поддержку избирателями обоих кандидатов, повестка президентских выборов в Южной Осетии не может сводиться к простой борьбе за власть. Политики, которые могут претендовать на победу, должны решить две задачи. Первая состоит в том, чтобы продемонстрировать зрелость политической системы Южной Осетии. Политикам предстоит доказать — как собственным избирателям, так и Москве — что они могут пройти через избирательную кампанию без разрушительной политической борьбы. Вторая задача состоит в том, чтобы сделать политическую дискуссию содержательной. Сейчас ситуация иная, чем пять лет назад. Тогда проблемы республики были очевидны: восстановление стопорилось, люди годами не могли вернуться в свои дома, власти действовали неэффективно. В последние годы многие проблемы восстановления были решены. Южная Осетия должна переходить к развитию. И это ставит новые вопросы перед политиками. От них ждут не резких заявлений в адрес друг друга, а продуманных предложений о будущем политическом курсе, о решении практических проблем, таких как реформа налоговой системы, реформа управления государственными предприятиями, механизмы привлечения инвестиций и поддержки предпринимательства. Выборы должны стать соревнованием программ, а не личных амбиций.

***

Отправные точки для экономики Азербайджана в 2017 году достаточно непростые - падение нефтяных цен и кризисные тенденции в мире в предыдущие годы привели к уменьшению ВВП в Азербайджане, сократились объемы госинвестиций, наблюдается почти 30-процентный спад в строительном секторе. Весь год основательно "трясло" финансовый сектор, пишет еженедельник "Регион плюс". Тем не менее, переход в постнефтяной период инициировал ряд глубоких реформ в экономике, которые, как отметил президент Ильхам Алиев  на заседании Кабмина, посвященном итогам социально-экономического развития Азербайджана в 2016 году, позволят стране развиваться в будущем за счет ненефтяного сектора. В кризисном прошлом году рост ненефтяного промышленного производства составил 5%, а сельского хозяйства на 2,6%.

Главная задача правительства на текущий год - сохранение макроэкономической стабильности и приемлемого уровня инфляции. Будут предприняты серьезные шаги, направленные на оздоровление, обеспечение прозрачности финансового сектора, приведение его в соответствие с международными стандартами. Число банков скорее всего вновь сократится, но будет это сделано уже не путем ликвидации лицензии, а посредством консолидации и укрупнения действующих участников рынка. С недавних пор роль банков в макроэкономической жизни страны усилена - Центральный банк Азербайджана (ЦБА) снял 4-процентную маржу, которая использовалась при установлении банками обменного курса валюты. По сути это полное "свободное плавание" маната, и теперь каждый банк волен самостоятельно определять его курс. Определенное воздействие этого на макроэкономическую ситуацию, и особенно на потребительские цены, должно быть, но эта мера в первую очередь должна привести к ликвидации "черного рынка" валюты. Что касается инфляции, то, по ожиданиям международных рейтинговых агентств и институтов, именно она может стать основной проблемой для экономики страны в текущем году. Многое зависит от того, насколько быстро манат найдет свою реальную цену и стабилизируется. В плане мероприятий по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности в 2017 году и в среднесрочный период, указано, что ЦБА окажет необходимую поддержку для реализации этой программы посредством проведения жесткой денежной политики, носящей антиинфляционный характер. В этом году будет направлено до 7,5 млрд манатов (примерно 4,1 млрд долларов) трансферов из Госнефтефонда (SOFAZ) на обеспечение макроэкономической стабильности и ускорение процесса оздоровления Международного банка Азербайджана.

Как заявил президент, в этом году должны быть предприняты серьезные шаги, связанные и с развитием промышленного потенциала страны, в частности в рамках созданных промышленных парков. "В каждом городе должны быть созданы специальный промышленный участок, промышленный парк, промышленная зона. Принимаются необходимые меры для оживления строительного сектора - стимулируются строительство новых жилищных комплексов, продолжение реализации таких крупных проектов, как преображение старой улицы Советской, "Белого города" и др.

Также предпринимаются попытки увеличить объемы производства в рамках развития одной из перспективных отраслей неэнергетического сектора - сельского хозяйства. Было отмечено, что уже в 2016 году в агросекторе был достигнут рост, дано второе дыхание таким сферам, как хлопководство, шелководство, табаководство и др. "Надо быть реалистами. Сегодня мы не можем и не сможем экспортировать технологии, для этого нужно время. Мы не можем экспортировать машины и механизмы на желаемом уровне. Мы должны уделять внимание тому реальному сектору, где можем что-то экспортировать. Сельское хозяйство, перерабатывающая отрасль, конечно, обладают здесь самым большим потенциалом. Мы должны эффективно использовать наши земли и диверсифицировать экспорт", - заявил президент. Согласно прогнозам, на долю сельского, лесного хозяйства и рыболовства в 2017 году придутся 4 млрд манатов, или 6,4% ВВП, что достаточно высокий показатель. В целом по концепции экономического и социального развития страны и прогнозным показателям на 2017 год и последующие три года, разработанным Министерством экономики, реальный экономический рост ВВП страны в 2017 году составит 1%, или 61,4 млрд манатов. Уже в 2018-2020 годах прогнозируются продолжение тенденции роста и реальный темп роста ВВП в 2020 году на уровне 2,4%, говорится в статье.

* * *

По данным газеты "Кабардино-Балкарская правда", по итогам 2016 года аграрии республики произвели свыше 105 тыс. тонн мяса. Такой объем продукции животноводства является стабильной гарантией самообеспеченности регионального рынка. Решение этой проблемы стало возможным благодаря повышению эффективности  мясного скотоводства в регионе, а также совершенствованию инвестиционной политики. Особую роль сыграла государственная поддержка отрасли со стороны федерального и регионального бюджетов в виде субсидиидий и грантов, а также грамотное научное обеспечение процесса производства. В Кабардино-Балкарии более 140 тыс. гектаров уникальных высокогорных альпийских лугов и столько же площадей присельских пастбищ. Акцент в мясном скотоводстве местные животноводы научились делать на качественном воспроизводстве. Еще один важный критерий – наличие развитой кормовой базы. Фуражного зерна в республике производится достаточно. К примеру, одной только кукурузы в минувшем сельскохозяйственном году в Кабардино-Балкарии произведено свыше 900 тыс. тонн, что в избытке  обеспечивает кормовую базу животноводства. Параллельно решается вопрос со строительством современных предприятий по производству комбикормов для крупного рогатого скота. По состоянию на 1 января 2017 года численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств КБР составляет порядка 264 тыс. голов, в том числе более 127 тыс. коров, которые должны давать приплод на развитие мясного скотоводства. Этого поголовья вполне достаточно, чтобы поддержать уровень полной самообеспеченности по мясу. По статистике,  для поддержания уровня самообеспеченности в Кабардино-Балкарии достаточно 101,2 тыс тонн, в том числе говядины 51,4 тыс. тонн. Этой планки местные аграрии достигли еще в 2015 году. В рамках реализации программы по импортозамещению появилась возможность поставлять экологически чистую продукцию в другие регионы России, в том числе в Москву и Санкт-Петербург.

* * *

О важности внимания государственных и муниципальных органов власти к территориям дачного фонда республики, необходимости государственной помощи их развитию говорили участники Первого дагестанского форума «Движение дачников, огородников, садоводов и продовольственная безопасность республики Дагестан - 2016». Здесь собрались как рядовые садоводы, так и ученые, бизнесмены, работники республиканских и муниципальных органов, сообщает газета "Дагестанская правда". В республике функционируют 155 дачных и садоводческих обществ, в которых занято более 72 тыс. человек, владеющих 4,9 тыс. га земли. Дачники ежегодно вкладывают в свои дачные хозяйства собственные средства, инвестируя в экономику республики более 10 млрд рублей. Реализация возможностей развития этой формы ведения сельского хозяйства актуальна для роста социально-экономических показателей Дагестана. Земельные дачные участки, а это в основном по 5-6 соток, на которых люди выращивают овощи и фрукты, могут дать существенный вклад в общереспубликанскую корзину сельскохозяйственной продукции, внося тем самым весомый вклад в продовольственную безопасность Дагестана.

* * *

Как пишет ингушская газета "Сердало", до 2022 года в Ингушетии предстоит большая горная стройка на курорте «Армхи». Они будет включать современные гостиницы, детский туристический центр, новые горнолыжные трассы, спортивные объекты, места отдыха. За счет частных инвестиций уже построена горнолыжная трасса, предназначенная как для начинающих, так и для продвинутых спортсменов, кресельный подъемник протяженностью 650 метров, система искусственного оснежения, водоотводы. Открыты три бассейна, пункт проката спортивного оборудования, ресторан, магазин, гостиница. Помимо завершения строительства комплекса «Армхи», планируется создание горно-туристического комплекса «Цори». По предварительной оценке, площадь обоих курортов составит 50 кв. км, будет проложено 62 км горнолыжных трасс и установлено 19 подъемников. Потенциал создания спальных мест в отелях оценивается в 12,5 тыс., а ежедневная пропускная способность на лыжных спусках — 28 тыс. человек. Не менее 50% мест будут ориетированы для людей с ограниченными физическими возможностями. Им создадут все условия для проживания, катания, отдыха. В прошлом году на туробъектах республики побывали более 40 тыс. туристов. Реализация проекта развития туризма до 2022 года позволит увеличить поток российских и иностранных туристов на горный курорт до 70 тысяч. По мнению главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, реализация проекта дает региону новые возможности для развития курорта, расположенного в живописнейшем уголке России – Джейрахском районе, где каждый желающий сможет увидеть почти 90 исторических селений, свыше тысячи памятников архитектуры разной степени сохранности.