Дональд Трамп и Сирия
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня Дональд Трамп официально вступает в должность президента США. Как поведет себя новый американский лидер в сирийском вопросе? Ведь данный конфликт является одним из самых запутанных клубков, в котором пересекаются интересы США, России и многочисленных региональных игроков. То, что Трампу довольно быстро будет необходимо выработать четкую позицию по Сирии, не вызывает сомнений. Сирийский конфликт обладает собственной динамикой, которая в последние месяцы все в большей степени определяется квартетом Россия-Турция-Иран-Сирия. У Трампа не очень много времени для обозначения четких приоритетов в данном вопросе.
Как полагает профессор Университета Кентукки Роберт Олсон в своей статье для LobeLog.com, едва ли в Сирии произойдут существенные изменения в первые месяцы президентства Трампа. Тем не менее, 23 января Россия, Иран и Турция соберутся на переговоры в Астане, что свидетельствует о возможности какого-либо движения вперед. По оценке эксперта, Россия в ближайшие месяцы может занять «более неблагоприятную позицию» по отношению к курдским силам в Сирии – Партии Демократического Союза и YPG.
«Россия увеличила воздушную поддержку поддерживаемым турецкой армией войскам численностью в 5000 бойцов (из которых около тысячи составляют турецкие спецподразделения) в битве за Эль-Баб. Россия нуждается в поддержке Турции для любого вида перехода власти в Сирии. Похоже, что Россия собирается разрешить поддерживаемым Турцией отрядам Свободной Сирийской Армии, джихадистам и силам «Братьев-мусульман», которые были удалены из Алеппо, остаться в провинции Идлиб, откуда они будут держать под контролем удерживаемый курдской ПДС регион Африн и смогут отправлять бойцов в Эль-Баб, Минбидж и на подступы к Ракке», - отмечает профессор.
«США, Россия, Иран и правительство Асада едины в том, чтобы разгромить ИГИЛ в Аль-Бабе. Однако битва за Манбидж – это другое дело. США не поддержали стратегию Турции, потому что после падения Аль-Баб, поддерживаемые турками силы затем перейдут в атаку на Манбидж, контролируемый YPG и Сирийскими Демократическими Силами (SDF). SDF состоят из арабских племенных сил, борющихся совместно с YPG против «Исламского Государства». Турция и режим Асада хотели бы изгнать YPG/SDF на западную сторону Евфрата, в том числе и из провинции Африн, если для этого сложатся благоприятные условия», - пишет Олсон.
Согласно оценке аналитика, Вашингтон не желает, чтобы поддерживаемые Анкарой отряды и сирийский режим захватили Манбидж. ПДС/YPG ясно дали понять, что если это произойдет, то они не будут принимать участие в усилиях по зачистке Ракки, что, несомненно, станет ударом по объявленному Вашингтоном глобальному приоритету политики уничтожения радикального исламистского терроризма. Подобный сценарий также затормозит уничтожение столицы «Исламского Государства».
«Это также увеличивает вероятность того, что новая администрация Трампа, с его командой бывших военных генералов, прибегнет к более жестким военным мерам для разгрома «ИГ». Такое развитие событий пойдет на пользу Анкары и его желанию уничтожить PYD и YPG в Сирии. Удаление PYD/YPG и РПК/Союза Городов Курдистана, которые широко представлены в Сирии, облегчит переговоры о передаче власти в Сирии в ближайшие месяцы, но также может привести к еще более отчаянному сопротивлению курдов в Сирии и Турции. Режим Асада явно хотел бы расширить свою территорию до Евфрата. Режим может пойти на определенное соглашение с оппозиционными группами по поводу того, кто будет доминировать в региональном управлении», - считает профессор Роберт Олсон. По мнению эксперта, в случае, если Дональд Трамп решит более тесно координировать свою сирийскую политику с Россией и Анкарой, то американские генералы Бретт Макгурк и Стивен Таунсенд, курирующие борьбу против ИГИЛ, могут скоро быть отозваны, поскольку они настаивают на необходимости обучения и вооружения курдских боевиков.