Экономические кризисы порождает неравенство – МВФ
Читать на сайте Вестник КавказаНеравенство – вот та беда, которая сегодня не позволяет странам сохранять устойчивый экономический рост, заявила на сессии 47-го Всемирного экономического форума в Давосе глава МВФ Кристин Лагард, подчеркнув, что на проблемы неравенства, особенно в развитых странах, больше нельзя закрывать глаза.
"Если мы не станем больше делиться этим пирогом со всеми, мы должны увеличить размер пирога. Чрезмерное неравенство – причина прерывания устойчивого роста", - указала она, призвав всех пересмотреть соответствующую социально-экономическую политику.
"Для нас сейчас, я надеюсь, подходящий момент, чтобы провести политику, которая, мы знаем, поможет. Когда у вас настоящий кризис или когда вы получаете серьезные сигналы, которые мы получили от избирателей, которые говорят "нет" – это время спросить, какой политикой мы руководствуемся, что еще можно сделать, какие меры принять, чтобы уменьшить неравенство", - приводит ее слова RNS.
При этом в кризисе на сегодняшний день оказался и наиболее стабильный во все времена средний класс граждан. "Вместе с замедлением роста, ростом неравенства и гораздо большей прозрачностью, я думаю, что у нас есть все составляющие того, что называется кризисом среднего класса в развитых экономиках", - указала Кристин Лагард.
Главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что воздействие неравенства доходов граждан на экономику различается в зависимости от его размеров: неравенство, которое кажется преодолимым, стимулирует экономический рост, а непреодолимое – его останавливает. "При определенных условиях неравенство в доходах подталкивает тех, кто зарабатывает меньше, к тому, чтобы зарабатывать больше. Развитие создает пространство, в котором возникают возможности для роста благосостояния, а неравенство подталкивает человека, неудовлетворенного своим положением, эти возможности искать", - пояснил он, отметив, что неравенство в совокупности с рядом качеств, которые художественная литература обычно не причисляет к достоинствам человека, по сути, являются одними из основных движущих сил экономики, на которые опираются экономическая теория и практика.
"Но есть большая проблема: если уровень неравенства превышает некий критический порог, когда тому, кто получает меньше, становится совершенно ясно, что он никогда, ни при каких условиях не сможет достичь более высокого уровня, это становится демотивирующим моментом. Человек перестает искать возможности и озлобляется там, где мог бы развиваться, не представляйся ему неравенство непреодолимым. Для того, чтобы неравенство было движущей силой экономики, оно должно оставаться умеренным, так как пересечение им неких границ, о которых я говорил, приводит к деструктивному эффекту и сдерживает экономическое развитие из-за демотивации людей", - рассказал Евгений Надоршин.
Именно этой проблеме, то есть утрате стимулов человека для развития, и посвящена речь Лагард. "Глава МВФ права в том, что растущее неравенство – большая проблема. Развитие мировой экономики в последние десятилетия, к сожалению, происходило очень неравноценно. Увеличились доходы малой части обеспеченных слоев населения, более того, так получилось даже в весьма развитых странах, например, США, где богатые получили гораздо больше, чем менее обеспеченные", - указал экономист.
При этом он обратил внимание, что глава МВФ может только призывать страны работать над снижением неравенства доходов граждан, поскольку на уровне международных организаций нет соответствующих инструментов. "Они могут только освещать процесс как можно более подробно, публиковать материалы, изучать проблему, обращать внимание властей, показывать, как меняется ситуация в динамике и почему это происходит. На самом деле, видеть проблему – это ключевой момент, так как ее решение на уровне отдельных стран сложности не представляет. Государства за многие века обзавелись огромным количеством инструментов перераспределительной политики, которые активно используются во всех странах. Сейчас же проблема в том, что они недостаточно влияют на перераспределение доходов и не компенсируют чрезмерного неравенства", - заключил Евгений Надоршин.
С ним согласился научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. "Очень правильно, что сильные мира сего наконец-то стали осознавать эту проблему. Напомню, что мы начали говорить об этом еще лет 15 тому назад – сейчас же признание проблемы неравенства стало общим местом. Дело в том, что до кризиса 2008-2009 годов был довольно большой и длительный экономический рост, связанный кредитами – как говорил Барак Обама, эпоха доминирования культуры безответственности. Тогда кредитование спасало от неравенства, людям, у которых не было денег, давали кредиты, не глядя на их бэкграунд. После кризиса кредиты иссякли и неравенство стало совершенно ясным", - указал он.
"В экономическом плане неравенство означает отсутствие массовой покупательной способности. Если плоды экономического роста идут только богатым, остальные ничего не покупают, а средний класс сужается. Если же сужается или беднеет средний класс, это тормозит весь экономический рост", - объяснил Руслан Гринберг.
Экономист также назвал меры по преодолению неравенства. "Это перераспределение доходов, повышение минимальной зарплаты, увеличение прогрессивности подоходного налога. В масштабах всего мира эта проблема намного тяжелее, поскольку требует приблизить из нищеты и бедности к стандартам богатых стран 5 млрд человек, а это очень и очень трудно из-за нехватки ресурсов. Также необходимо сделать богаче средний класс – обеспечить ему хорошее массовое образование и качественное медицинское обслуживание, так как только средний класс дает высокую покупательную способность", - заключил научный руководитель Института экономики РАН.