Турция на пути изменений Конституции
Читать на сайте Вестник КавказаВ парламенте Турции начались дебаты относительно поправок в Конституцию страны, которые были предложены правящей Партией справедливости и развития (ПСР). Ее возглавляет премьер Реджеп Тайип Эрдоган, а в рядах ПСР также значится президент Турции Абдулла Гюль. Поправки нацелены на превращение страны в президентскую республику. Во всяком случае, к этому призывает глава правительства, считая, что такая политическая система ускорит развитие страны.
Примерный расклад политических сил в парламенте страны выглядит следующим образом. У правящей партии 336 мест, однако спикер, также представляющий ПСР Мехмет Али Шахин, не имеет права голосовать. Оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) Дениза Байкала выступает против изменений основного закона. Она располагает 97 депутатскими местами, но в знак протеста отказалась участвовать в голосовании. Партия националистического движения (ПНД) под председательством Девлета Бахчели имеет 69 мест, но голосует против принятия поправок. Курдская Партия мира и демократии имеет 20 голосов в Великом собрании Турции, однако также не принимает участие в голосовании. Остальные 20 человек представляют в большинстве независимых депутатов (12). Для принятия же поправок необходимо получить квалифицированное большинство – минимум 330 голосов.
Запланировано, что депутаты будут постепенно двигаться по тексту предложенных изменений, и каждый день рассматривать по три поправки. Однако в первый день из-за препятствий оппозиционеров удалось детально рассмотреть лишь две.
Первая поправка, которая предусматривает введение позитивной дискриминации в отношении женщин и детей, была принята 336 голосами "за" и 70 – "против". Вторая поправка, касающаяся конфиденциальности личной жизни, была принята 337 голосами "за" и 68 – "против".
Вторник, 20 апреля прошел более продуктивно – турецкие парламентарии успели пробежаться по всем трем запланированным поправкам. За третью статью пакета проголосовало 337 депутатов, "против" высказался 71 парламентарий. Поправка касалась изменений по свободе выезда за границу для лиц, сталкивающихся с уголовным преследованием. За четвертую поправку, предусматривающую защиту детей от всех видов насилия, проголосовало 336 парламентариев, "против" – 69. Пятая поправка, разрешающая быть членом нескольких трудовых профсоюзов, была принята 333 голосами, 70 депутатов проголосовали "против".
По голосованию среды, 21 апреля, где также рассматривались три изменения в Основной закон, детальной информации пока не поступало. Однако известно о намерении ПРНП подать в Конституционный суд иски с требованием аннулировать конституционные изменения. Однако их коллеги по оппозиционному лагерю отказываются поддерживать инициативу республиканцев.
О том, что собой представляют поправки в конституцию Турцию, ВК рассказал турецкий политолог Тогрул Исмаил.
- Сколько всего поправок хочет правящая партия, и каких аспектов жизни турецкого общества они касаются?
- В Конституцию планируется внести много изменений. Всего более 20 поправок. Одним из важных элементов является возможность запрещения деятельности политических партий. В случае одобрения поправок, прекращать их работу сможет своим решением парламент страны. Ранее этот вопрос решался исключительно через Верховный суд. Также предлагается увеличить число постоянных членов Верховного совета судей и прокуроров до 22 человек, Конституционного суда до 17 человек. Возможно, изменится порядок избрания членов Верховного совета и Верховного суда. Предлагается, чтобы гражданские лица вошли в состав членов Совета суда. До последнего момента споры шли вокруг вопроса о Конституционном суде. Процессы по делам председателя парламента, начальника Генштаба, командующего войсками могут рассматриваться Верховным судом. Остальные дела военных будут рассматриваться гражданскими судами.
Также важны поправки относительно Высшего военного суда. Отмечается, что целью поправок является укрепление его независимости и беспристрастности.
- Одним из требований Евросоюза является немного изменить законодательство Турции. Как можно оценивать внешнеполитическое значение этих поправок?
- Договоренности с Евросоюзом предполагают изменение Конституции и проведение определенных реформ. Сам Евросоюз к этим вопросам подходит очень осторожно, потому что предполагаемые правительством изменения не совсем соответствуют выдвигаемым Евросоюзом требованиям.
Кроме того оппозиция не поддерживает эти изменения и поэтому будет очень трудно провести поправки через парламент. Поэтому может состояться референдум. Председатель Народно-республиканской партии Дениз Байкал отметил, что они могут поддержать этот пакет, если три основных поправки будут вынесены на референдум. Эти моменты также присутствуют на политическом поле. Надо сказать, что это очень сложный процесс. Накануне, когда пакет был уже представлен в парламент, целый ряд депутатов отозвал свои подписи. В дальнейшем этот кризис был разрешен благодаря тому, что другие депутаты поставили свои подписи.
Правительство утверждает, что поправки ведут к демократизации общества, делают его более свободным. Оппозиция же считает, что правящая партия пытается прибрать судебную власть к рукам. Президент, премьер-министр и большинство в парламенте у правящей партии - остается только судебная власть. Поэтому оппозиция считает, что реформа направлена на подчинение судебной власти. Дебаты будут продолжаться.