Сможет ли Трамп изменить ситуацию на Южном Кавказе?
Читать на сайте Вестник КавказаНа Южном Кавказе внимательно следили за президентскими выборами в США. После распада Советского Союза в 1991 году существование мощных армянских лоббистских групп, желание Грузии стать союзником Запада, энергетические ресурсы Азербайджана, а также роль торгового и энергетического транзитного коридора между Востоком и Западом привлекали внимание США к региону. Южный Кавказ считается одним из самых бурных регионов мира, из-за трех очагов конфликта - Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия.
В 2016 году все три государства Южного Кавказа отметили 25 годовщину в качестве независимых членов международного сообщества. За прошедшие 25 лет возникали вопросы, которые имели прямое или косвенное воздействие на политику Соединенных Штатов в отношении Южного Кавказа. Это внешнеполитические приоритеты администрации США, геостратегическое значение региона для американских интересов, отношения Соединенных Штатов с соседними Ираном и Россией, расширение НАТО, нагорно-карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном, закрытие границы между Турцией и Арменией в 1993 году из-за нагорно-карабахского конфликта.
Гейдар Алиев и Билл Клинтон
По словам официальных лиц США, сегодня три основные проблемы влияют на политику США по отношению к Южному Кавказу: демократия и права человека, энергетика и безопасность. Приоритетность этих вопросов изменялась в соответствии с приоритетами различных администраций в течение последних двадцати пяти лет. При администрации Билла Клинтона это была энергетика, поскольку транспортировка энергоресурсов Каспийского бассейна на западные рынки является одним из приоритетов. При Джордже Буша это была безопасность внешней политики Соединенных Штатов из-за терактов 11 сентября и войн в Афганистане и Ираке. При Бараке Обаме Соединенные Штаты придерживались либерально-интервенционалистской внешней политики в регионе.
Участие Соединенных Штатов в делах региона во время администрации Клинтона и Буша было более активным, чем во время президентства Барака Обамы.
Эдуард Шеварднадзе и Билл Клинтон
Во время первого президентского срока Билл Клинтон придерживался политики сдерживания Ирана и ставил Россию на первое место в регионе. Архитектором этой политики был Строуб Толботт, который считал, что если изменится Россия, это повлияет на все постсоветские государства. Такая политика была успешной до 1996 года, после этого Соединенные Штаты изменили свой курс. Администрация Билла Клинтона активно поддержала региональные энергетические проекты в целях интеграции государств региона в западное сообщество и укрепления их независимости и суверенитета. С 1994 года все государства были частью программы НАТО «Партнерство ради мира», а также активно поддерживали военные операции НАТО в Афганистане.
Эдуард Шеварднадзе и Джордж Буш
На момент распада Советского Союза Соединенные Штаты и Иран не имели дипломатических отношений из-за экономических санкций, введенных против Тегерана. Иран давно пытался противостоять политике США, развивая экономические и политические отношения с Грузией, Арменией и Азербайджаном. В результате, новая незначительная геополитическая конкуренция началась между Ираном и Соединенными Штатами в регионе, но она так и не стала горячей войной. Южнокавказские государства никогда не поддерживали введение экономических санкций против Ирана.
Ильхам Алиев и Джордж Буш
В годы президентства Джорджа Буша российско-американское соперничество в регионе усилилось в результате «цветных революций» на Украине и в Грузии, которые больше всех остальных государств стремились стать членами ЕС и НАТО. Россия решительно возражала против расширения НАТО из-за соображений безопасности.
Во время саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году Соединенные Штаты и Польша призвали к предоставлению Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) для Грузии. Это предложение встретило сопротивление со стороны некоторых стран во главе с Германией и Францией, которые выступили против вступления Грузии в НАТО из-за отделившихся территорий. В результате, день Грузия осталась без ПДЧ.
Михаил Саакашвили и Барак Обама
Сегодня новоизбранный президент Дональд Трамп также выступает против расширения НАТО.
Во времена Джорджа Буша противостояние между Соединенными Штатами и Ираном имело негативные последствия для всего региона. Администрация Буша попыталась развернуть военные базы на Южном Кавказе, но страны региона, и даже Грузия, отказались их принять. Во время президентства Обамы Иран подписал ядерное соглашение с мировыми державами, и западные страны сняли некоторые санкции с Тегерана. Новая ситуация оказала положительное влияние на региональную безопасность и отношения Ирана с странами Южного Кавказа.
Дональд Трамп назвал это соглашение «катастрофой» и пообещал аннулировать сделку. Вполне вероятно, что это окажет негативное влияние на региональные отношения и может привести к возникновению новых кризисов в регионе.
При администрации Обамы «перезагрузка» отношений США и РФ оказала огромное влияние на политику Соединенных Штатов на Южном Кавказе. Она рассматривалась как «уход из региона». Но во время второго президентского срока Обамы политика перезагрузки изменилась - украинский и сирийский кризисы отрицательно сказались на американо-российских отношениях. В результате началась геополитическая трансформация Южного Кавказа. Армения отказалась подписать соглашение об ассоциации с ЕС в 2013 году, и вместо этого стала членом Евразийского экономического союза с 2015 года. Азербайджан стал членом Движения неприсоединения в 2011 году, что ознаменовало отказ страны от вступления в любой военный блок при сохранении сбалансированной и самостоятельной внешней политики на фоне геополитического соперничества в регионе.
Ильхам Алиев и Барак Обама
Сдержанная позиция США в регионе также оказала негативное влияние на нагорно-карабахский конфликт. Соединенные Штаты являются одним из трех сопредседателей Минской группы, которая пытается урегулировать конфликт между Арменией и Азербайджаном. Стороны конфликта ожидают, что Соединенные Штаты будут играть более активную роль в процессе урегулирования. Америка участвовала в решении конфликта во время администрации Клинтона и Буша, но была неактивна в регионе во время президентства Обамы. Это привело к ухудшению ситуации, как в случае с «апрельской войной» в регионе.
Правительство страны было недовольно заявлениями Джеймса Уорлика, назначенного Обамой сопредседателем по нагорно-карабахскому конфликту. Официальный Баку ожидает от Трампа более активного и справедливого участия Соединенных Штатов в решении конфликта.
Во время второго срока Буша и президентства Обамы, Азербайджан столкнулся с более либеральной интернационалистской внешней политикой со стороны Соединенных Штатов, что нанесло ущерб двусторонним отношениям. Трамп, вроде бы, выступает против либерального интервенционизма. Уважение суверенитета Азербайджана окажет позитивное влияние на двусторонние отношения. Другим ожиданием Азербайджана от президентства Трампа является усиление поддержки проекта «Южного газового коридора», который имеет важное значение для энергетической безопасности ЕС.
Барак Обама и Серж Саргсян
Что касается Армении, то она ожидает от США признания «геноцида» армян и содействия открытию границы между Турцией и Арменией. Ни один из американских президентов не оправдал этих ожиданий. Несмотря на Цюрихские протоколы, подписанные между Турцией и Арменией в 2009 году с целью установления дипломатических отношений и открытия границ, процесс провалился. В свою очередь, администрация Обамы неправильно рассчитала реакцию Азербайджана на турецко-армянское сближение.
В отличие от Барака Обамы, во время своей избирательной кампании Дональд Трамп не комментировал «геноцид» армян, что вызвало беспокойство среди американских армян. Американские армяне также обеспокоены деловыми отношениями Трампа с Турцией и Азербайджаном. Следует отметить, что новоизбранный американский президент также не комментировал энергетические вопросы и нагорно-карабахский конфликт. Пока политика Трампа в отношении Южного Кавказа, Ближнего Востока, Восточной Европы и Центральной Азии остается неопределенной. Его команда Трампа может еще больше снизить участие США в регионе, что, по мнению некоторых политологов, приведет к региональному дисбалансу.