Александр Проханов: прощай, Джемаль!

Читать на сайте Вестник Кавказа

Российский и советский писатель, публицист, политический и общественный деятель Александр Проханов откликнулся на кончину известного философа и богослова, председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, назвав его гением и вселенским философом, "чья мысль отрывалась от земли и неслась ввысь, в лазурь, где он искал ответы на все земные вопросы". "Это был мистик, который умел преодолеть бренное и инертное. Он обладал технологиями, которые соединяли его с таинственным и почти не постижимым уму", - отметил Проханов.

По словам писателя, Гейдар Джемаль был революционером, но не революционером баррикад, тайных операций, интриг. "Он - революционер, который мыслил категориями вселенской революции, которая уже несется в мире и сметает на своем пути костное, омертвелое, несправедливое, гнетущее, основанное на материальном, на превосходстве банкира над ученым, на превосходстве стяжателя над дервишем, на превосходстве рационального над поэтическим и невыразимым", - подчеркнул Проханов.

"Гейдар Джемаль был одним из крупнейших российских интеллектуалов", - указал он. "Он имел огромный авторитет в исламских кругах, но его философия выходила за пределы исламской ойкумены. Он мыслил категориями мирового пространства", - добавил писатель. "Гейдар полагал, что народные массы, которые пребывают в состоянии уныния, угнетенности, подавленности, будучи соединенными и окрыленными религиозным озарением, преодолев страх перед угнетателями, преодолев страх смерти, совершат революцию справедливости", - написал он.

Проханов назвал Джемаля "драгоценным достижением российской религиозной мысли". "Его уход - это крупная потеря не только для нас, его друзей, но и для всей российской реальности", - считает он.

Также писатель отметил, что ушедший из жизни философ и богослов "говорил  с пророческими интонациями", в его проповедях Проханов "слышал рокот священных текстов". "Для него проповеди возвышенных идеалов являлись Божественной миссией. Когда ему было плохо, когда его мучили боли, когда он не мог ходить, не опираясь на трость, он являлся в эфир, и в атмосфере интеллектуального хаоса, противоречий, иногда просто отвратительной грызни звучал его профетический голос", - вспоминает писатель. "Голос, который проповедовал перед самой смертью, а быть может, и на смертельном одре высшую божественную истину, истину, для которой ключевым словом является  справедливость", - указал он.

"Судьба была немилосердна к нему", - отметил Проханов. "Его били утраты, его преследовали, его не понимали. Судьба отнимала у него самых любимых и близких", - добавил он. "Но Гейдар ушел, оставив после себя на земле сына, который несет в себе огонь отца. Он оставил после себя друзей, которые его обожали, которые сохранят о нем память. Он оставил после себя учеников, которые объединились в сообщество, которое вполне можно называть школой Гейдара Джемаля", - заключил писатель.