Бюджет РФ окончательно принят Госдумой
Читать на сайте Вестник КавказаГосдума приняла в третьем и окончательном чтении закон о бюджете Российской Федерации на следующий год и плановый период 2018-2019 годов.
Документ был одобрен голосами 315 депутатов, против высказались 99 членов нижней палаты парламента, пишет ТАСС.
Согласно бюджету, доходы в следующем году составят 13,487 трлн рублей, расходы - 16,240 трлн рублей. Доходы в 2018 и 2019 годах ожидаются на уровне 14,028 трлн рублей и 14,844 трлн рублей соответственно, расходы прогнозируются в размере 16,039 трлн рублей в 2018 году и 15,986 трлн рублей в 2019 году. Дефицит федерального бюджета в 2017 году достигнет 2,753 трлн рублей, а в дальнейшем будет постепенно уменьшаться до 2,011 трлн рублей в 2018 году и 1,142 трлн рублей в 2019 году.
"Главный итог нашей работы состоит в том, что все социальные обязательства государства перед людьми будут выполнены", - подчеркнул глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он уточнил, что исполнение указов президента в бюджете полностью обеспечено финансово: на них выделено более 2 трлн рублей.
Как заявил глава Минфина Антон Силуанов, депутаты во время работы над проектом бюджета внесли в него существенные улучшения. "Были найдены средства на приоритетные проекты, средства на поддержку сельского хозяйства, проведена существенная работа и по распределению ресурсов межбюджетных трансфертов регионов", - поведал он.
Министр добавил, что российский бюджет на 2018 год будет корректироваться в направлении большей поддержки промышленности. "В следующем году, в зависимости от возможностей экономики, мы будем корректировать бюджет. И действительно, мы будем, в первую очередь, направлять средства на приоритетные программы поддержки промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, поддержки автомобилестроения и других задач. Хочу сказать, что мы будем корректировать бюджет с учетом сохранения макроэкономической стабильности", - сообщил глава Минфина.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин охарактеризовал принятый бюджет как "непростой". "Как мы с вами видим, этот бюджет решает главные задачи, которые стоят перед нашим обществом, перед страной", - поведал он.
Председатель нижней палаты парламента также выразил благодарность составителям главного финансового документа страны. "Давайте скажем слова благодарности всем депутатам Госдумы, кто принял участие в обсуждении и подготовке закона о бюджете. Давайте скажем слова благодарности министру финансов, его заместителям, огромному коллективу министерства, который вместе с депутатами Госдумы днем и ночью буквально - заседания комитетов заканчивались иногда в 4 утра - работал над бюджетом", - призвал политик.
Первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Николай Панков обратил внимание, что бюджет на следующий год с учетом внесенных изменений "подготовлен в интересах граждан и направлен на решение их текущих проблем".
С критикой принятого бюджета выступили представители КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России". Так, глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов выразил мнение, что одобренный бюджет не даст возможности выполнить поставленную президентом задачу - осуществить за два года прирост ВВП более чем на 3%: по его словам, "этот бюджет не позволит даже добраться до полутора".
Представитель ЛДПР Алексей Диденко отметил, что он, как "основной финансовый хозяйственный документ", не принимает во внимание интересы всех социальных слоев и политических сил.
Представитель "справороссов" Александр Бурков назвал принятый документ "бюджетом падения российской экономики".
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина, у нового бюджета России будет несколько существенных отличий от бюджета-2016. "Во-первых, дефицит бюджета снизился с 3,7% до плановых 3,2%. Во-вторых, социальные обязательства по большей части были сохранены, и резкого снижения расходов по этим статьям, как в 2016 году, не произошло. Сохранены и все основные минимальные социальные стандарты, прожиточный минимум сокращен незначительно, увеличен материнский капитал. Конечно, всего этого все еще недостаточно, но, тем не менее, насколько хватает средств в бюджете, настолько социальные потребности и будут удовлетворены", - указала она.
Еще одно отличие нового бюджета – рост расходов на оборону. "Очень сильно увеличиваются расходы на оборону, но здесь много закрытых статей, из-за чего говорить можно лишь приблизительно. Известно, что из расходов бюджета почти 3 трлн рублей будет направлено на оборону, а это очень высокая цифра. Сами понимаете, кто не кормит свою армию, кормит армию неприятеля, такова геополитика", - сказала Людмила Пронина.
Бюджет-2017 рассчитывает на инвестиционный рост. "Нельзя сказать, что производственные показатели будут расти, их рост зафиксирован в 2016 г. только по сельскому хозяйству (примерно на 3%), химической и оборонной промышленности, но все равно в 2017 г. за счет прибыли инвестиции будут увеличиваться. Если сейчас у нас было инвестиционное падение -0,3% за 10 месяцев 2016 года, то в 2017 году ожидается рост на те же 0,3%. Конечно, это мало, однако на трехлетку 2019-2020 годы планируется рост уже 0,7-0,9%. По большей части это государственные инвестиции за счет прибыли предприятий, в основном, но по планам инвестиции будут осуществляться и за счет частного сектора – а это самое главное для нахождения точек роста в экономике", - подчеркнула эксперт.
"Очень важны и межбюджетные регулирования, баланс финансирования регионов и муниципалитетов. Это очень важная и серьезная вещь. У нас всего 17 регионов-доноров, все остальные – реципиенты. Здесь очень хороший маневр был сделан Минфином при первоначальной верстке бюджета: если сейчас по налогу на прибыль организаций из разделенной ставки 2 процентных пункта из 20 идут в федеральный бюджет, а 18 процентных пунктов в региональные бюджеты, то с 1 января в федеральный бюджет пойдут 3 процентных пункта. За счет этого на 121 млрд рублей будут увеличены межбюджетные трансферты, причем на выравнивание бюджетной обеспеченности 100 млрд рублей достанутся дотационным регионам, а 20 млрд рублей – в регионы-доноры", - рассказала Людмила Пронина.
Эти деньги позволят простимулировать экономический рост в регионах-донорах, создать в них новые рабочие места. "Здесь есть новшество: эти трансферты из федерального бюджета будут выдаваться не просто так, а на основании заключения соглашений между Минфином и регионом, в которых будет обосновано, на что пойдут эти деньги. Надо добавить, что в целом на межбюджетные трансферты сумма увеличена, сейчас она составляет более 440 млрд рублей. Совершенствование системы межбюджетного регулирования, то есть системы помощи регионам, которые у нас оказались в серьезной долговой яме (долг консолидированного бюджета субъектов равен 2,3 трлн рублей) - это очень серьезный момент нового бюджета", - обратила внимание профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.