Что будет делать Азербайджан, когда закончится нефть
Читать на сайте Вестник КавказаАзербайджан и нефть были практически неотделимы друг от друга. Азербайджан стал одной из первых нефтедобывающих стран в мире, а в начале XX века на него приходилась половина мировых поставок. Нефть была смыслом существования страны и главным фактором стабилизации ее экономики после распада Советского Союза. Именно нефть может стать дать Баку шанс провернуть одну из самых радикальных экономических перестроек, которые когда-либо предпринимались.
Эти изменения необходимы: зависимость Азербайджана от нефти может продлиться около 30 лет - гораздо меньше, чем Казахстана и Ирана - и страна использует свое нынешнее богатство, ставя все на развитие транспорта, сельского хозяйства и туризма.
"Мы понимаем, что нефть и газ не могут быть постоянными источниками дохода, - говорит исполнительный директор Центра анализа и коммуникаций экономических реформ Азербайджана Вюсал Гасымлы. - Учитывая это и непредсказуемость цен на нефть, наша страна задумалась о диверсификации".
Двигаясь вперед, Азербайджан не может не вспомнить свою историю. Шелковый путь - древняя сеть торговых дорог и перевалочных хабов - стал источником вдохновения для схожей сети из Китая в Европу. "Азербайджан был частью Шелкового пути, пока монголы не разрушили его. Сегодня мы вместе восстанавливаем этот путь", - отметил менеджер по операциям Бакинского международного морского торгового порта Юджин Си.
Азербайджан находится в сердце Шелкового пути. С 2000 года Баку приступил к выполнению национальной программы по развитию транспортной инфраструктуры в попытке вернуть свою значимость как ключевого логистического узла в центре Евразии. Используя немалые доходы от нефти, Азербайджан также начал строить новые автомобильные и железные дороги, аэропорты и морские порты по всей стране.
Желая стать настоящим интермодальным транспортным хабом, Баку открыл один из крупнейших воздушных грузовых терминалов в СНГ. Baku Cargo Terminal разрабатывался как точная копия логистического центра Люксембурга и смог достичь того же уровня технологического совершенства.
Первая фаза строительства Бакинского международного морского торгового порта началась в 2011 году. Планируется, что порт сможет принимать около 25 миллионов тонн груза и до одного миллиона TEU в год. Там будет создана гигантская зона свободной торговли, где товары могут быть обработаны на месте и экспортированы.
Баку также станет одной из конечных точек железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая откроется в следующем году. Она напрямую соединит Азербайджан с Грузией, Турцией и Европой.
Что касается крупных международных автомагистралей, то через Азербайджан проходит 503 километра транспортного коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу с Кавказом и Центральной Азией. Кроме того, Азербайджан находится в середине коридора "Север – Юг", соединяющего Россию и Иран.
Сообщается, что Азербайджан может создать дополнительные зоны свободной торговли в своих приграничных регионах. "Правительство активно способствует созданию нужной инфраструктуры.
В начале могло показаться, что Азербайджан начал бессмысленное и логистически убыточное строительство - критики считали, что новые дороги никому не нужны. "Сейчас мы зависим от инвестиций, которые 6-7 лет назад пессимисты считали бесполезными", - говорит советник гендиректора Бакинского международного торгового порта Заур Гасанов. Весь сухопутный путь между Китаем и Европой через Баку занимает максимум 15 дней - в два или три раза быстрее, чем перевозка морским путем. Поезда, заполненные европейскими грузами, отправляются в Бакинский международный торговый порт, погружаются на паром за несколько часов, а затем отправляются через Каспийское море, где следуют вдоль коридоров Шелкового пути в Казахстане или Туркменистане. В настоящее время 95% торговли между Китаем и Европой осуществляется через море, в обход Азербайджана, но перевозимые грузы, как правило, включают в себя дорогостоящие товары - электронику, сельскохозяйственные продукты, мясо, вино, изделия высокой моды - которые должны быть доставлены в кратчайшие сроки. И Азербайджан стремится подключиться к этому растущему сегменту рынка.
В долгосрочной перспективе Азербайджан хочет создать производственные центры, расположенные ближе к рынкам их назначения, которые смогли бы укрепить глобальную цепь поставок путем предоставления материалов и изделий, которые будут изготавливаться и переправляться значительно быстрее. Таким образом, вместо того, чтобы производить все в Восточной или Южной Азии и отправлять в Западную Европу, большая часть мирового производства будет распределена по новым логистическим и производственным хабам, которые появятся во всей Центральной Азии, Кавказу и Восточной Европе.
В мире мало мест, расположенных также близко к обширным и разнообразным рынкам. Азербайджан же - центр на карте Евразии. Он находится в центре Евразийского континента, где проживает 70% населения мира, находится 75% энергоресурсов и приходится 70% мирового ВВП. Центральная Азия и Китай - на востоке, Турция и Европа – на западе, Россия – на севере, Иран и Ближний Восток – на юге.
В дополнение к новой транспортной экономике не связанные с нефтью амбиции Азербайджана включают в себя позиционирование страны в качестве культурного центра - перекрестка не только товаров и сырья, но также народов и культур. 2016 год в Азербайджане был официально объявлен Годом мультикультурализма, что еще больше укрепило желание Баку проводить крупные региональные и международные мероприятия. В 2012 году Азербайджан провел Евровидение и Чемпионат мира по футболу среди девушек; В 2015 году там прошли первые Европейские игры; Гран-при Европы 2016 года прошел прямо на улицах Баку; через пару месяцев город принял 42-ю Шахматную олимпиаду; а через несколько лет город будет одним из хозяев футбольного турнира Евро-2020. Но настоящей целью Азербайджана стали летние Олимпийские игры, на проведение которых страна постоянно претендует. Даже построена целая Олимпийская деревня и несколько стадионов.
Азербайджан также активно инвестирует в свой туристический сектор, в котором видит огромный потенциал. Планируется упростить визовый режим, остающийся основным сдерживающим фактором для потенциальных туристов.
Пока примерно 3/4 доходов Азербайджана по-прежнему приходится на экспорт энергоносителей, и страна все еще зависит от нефти. Когда цены на нефть начали падать в 2014 году, потеря доходов не только нанесла ущерб национальной казне, но и сильно ударила по национальной валюте Азербайджана – манату. То же произошло и в Казахстане, и в России. В декабре прошлого года Центральный банк Азербайджана объявил, что прекратит поддержку маната. Впоследствии национальная валюта страны потеряла треть своей стоимости за месяц и продолжила падать до сегодняшнего курса – 1,75 маната за доллар. Экономический спад вынудил Азербайджан использовать имеющиеся доходы от нефти для ускорения программы по диверсификации экономики.
"Развивающиеся богатые нефтедобывающие страны имеют конкретные проблемы. Когда цены на нефть идут вверх - все нормально. Когда они падают - это хорошее время для начала реформ, для того, чтобы решить проблемы, на которые долгое время не обращали особого внимания. Так что я рад, что мы проделали определенную работу, когда цены на нефть поднялись", - объяснил генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта Талех Зиядов.