Европа Меркель и Фийона
Читать на сайте Вестник КавказаВ следующем году французы и немцы будут выбирать парламенты и лидеров своих стран. Вероятными кандидатами считаются Франсуа Фийон, бывший премьер-министр Франции, который вполне может стать кандидатом консерваторов после прошедших в минувшие выходные праймериз, и канцлер Германии Ангела Меркель, которая недавно объявила, что будет претендовать на четвертый срок.
Оба столкнутся с серьезными задачами. Они встанут во главу Европейского Союза после Brexit и на фоне продолжающегося конфликта с Россией. В отсутствие Великобритании и с приходом новой непредсказуемой администрации США, они также будут нести ответственность за стабилизацию европейско-американских отношений, сохранение Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) и Парижского соглашения об изменении климата. Среди других вопросов на повестке дня - авторитарная политика Турции и возможное воссоединение Кипра.
Главным испытанием франко-германского союза станут отношения с Соединенными Штатами и Россией.
Несмотря на важность проблем внешней политики, избиратели выберут своих лидеров, основываясь на внутренних вопросах. Франция страдает от структурно слабой экономики и высокого уровня безработицы, а ложные обещания решить эти проблемы звучат во время каждых выборов. Ужасные теракты также актуализировали вопросы безопасности и ассимиляции крупного сообщества мусульманских иммигрантов. С другой стороны, Германия стала жертвой своего собственного экономического успеха, что сделало страну выбором сотен тысяч лиц, ищущих убежища, и разозлило основной сегмент немецкого электората. Эти тенденции сильно подняли рейтинг ксенофобских партий, таких как Национальный фронт Франции и Национально-демократическая партия Германии, которые скорее всего сыграют большую роль на следующих выборах.
На фоне этих крайностей Фийон и Меркель воплощают идеи ценности умеренных правоцентристов. Их основные избиратели - консервативные европейцы, считающие, что Европа является пространством христианских ценностей. С экономической точки зрения они либеральны, в своей политике уделяют большое внимание торговле, свободным рынкам и социальной справедливости. В Германии основа для этой модели была заложена Герхардом Шредером, предшественником Меркель, который оставался канцлером страны до 2005 года, и фактически являлся архитектором реформ, которые привели к сильному экономическому росту. Сочетание продвижения промышленности и глобальной конкурентоспособности отлично сработало в Германии.
Франция же далеко позади Германии. Реформы, направленные на поддержание свободных рынков труда и улучшение конкурентоспособности, были приняты только после 2014 года, когда социалист Мануэль Вальс был назначен премьер-министром, а инвестиционный банкир Эммануэль Макрон стал министром экономики, промышленности и цифровых дел. Вполне вероятно, что оба будут участвовать в президентской гонке в следующем году, но их реформы были слишком скромны, чтобы значительно увеличить экономический рост, а парадокс социалистического экономического либерализма привел к появлению идеологического раздора в рядах левых.
Поскольку Социалистическая партия скорее всего потеряет власть, Фийон решил воздействовать на правый электорат, выступив за христианские ценности и приняв жесткую позиции по вопросам безопасности, что позволит ему забрать традиционно консервативный электорат у Национального фронта Марин Ле Пен. В отличии от Ле Пен, он поддерживает Евросоюз и глобализацию, а его радикальные предложения сделать Францию более конкурентоспособной в глобальной экономике также смогут привлечь либеральных избирателей. Но даже победа не сможет предоставить ему мандат на радикальные изменения. Его социалистические, реформистские предшественники с трудом добивались социального мира в стране, где реформы зачастую вынуждают миллионы выходить на улицы, парализуя экономику на недели. Для продвижения своей амбициозной экономической программы Фийону нужен огромный политический капитал, которого у него пока нет.
У Меркель другая задача, но для ее выполнения ей также нужен политический капитал. Безопасность Германии находится под угрозой из-за множества беженцев, которых Меркель щедро принимает по моральным соображениям. В теории, приток новой рабочей силы мог бы компенсировать демографический спад в Германии, если бы беженцы смогли вписаться в немецкую экономики. В то же время, как показывают многие исследования, Германия имеет все шансы унаследовать бизнес Великобритании после Brexit. Если все пройдет хорошо, продолжение срока Меркель на посту канцлера поможет мощной экономики Германии расти дальше. Однако страна также станет более разнообразной и космополитической, что не понравится коренному населению, которое потенциально может выступить против этих изменений.
На внешнеполитическом фронте Меркель помогает экономическое влияние Берлина. Однако у Франции есть военные и дипломатические рычаги давления благодаря наличию ядерного оружия, постоянному месту в Совете Безопасности ООН и армии, хоть и небольшой, но дислоцированной по всему миру. Главным испытанием франко-германского союза станут отношения с Соединенными Штатами и Россией. И Фийон, и Меркель относятся к избранному президенту США настолько холодно, насколько позволяет дипломатия, и их отношение к новой администрации может развиваться в унисон. Но вопрос России может посеять раздор между ними. Германия стала де-факто защитником восточных членов ЕС от "агрессии" со стороны России. Фийон же считает, что Франция должна сама выбирать курс своей внешней политики. Несмотря на призывы европейских соседей принять более жесткую позицию в отношении России, Фийон утверждает, что политика умиротворения сможет сдерживать Москву гораздо лучше.
Меркель и Фийон хорошо знают друг друга. Он был премьер-министром в течение пяти лет, когда она была канцлером. Но Фийон играл второстепенную роль, пока президент Франции Николя Саркози безуспешно пытался уговорить Меркель поддержать глобальные амбиции Франции и одновременно с этим сохранял теплые отношения с президентом России Владимиром Путиным. Уже президент Франсуа Олланд, реагируя на конфликты на Украине и в Сирии, договорился с Меркель о введении политики кнута и пряника в отношениях с Москвой. И хотя Меркель обвиняли в потакании Путину, она выступала против него гораздо чаще, чем ее французские коллеги. Она сбалансировала пророссийскую позицию партнеров по коалиции в правительстве, Социал-демократической партии, и потребности стран Восточной Европы, которые призвали Германию помочь им в вопросах безопасности.
Взаимодействие между Францией и Германией имело крайне важное значение для формирования Европы с 1950-х годов, поэтому беспокойства о возможном расколе возникают во время каждых выборов. Идеологически Меркель и Фийон действительно похожи. Его либеральная экономическая программа соответствует давним требованиям Берлина повысить конкурентоспособность Европы. Но если Франция сблизится с Москвой в 2017 году, особенно если США сделают то же самое, это окончательно закрепит Крым как часть территории России и поможет режиму Башара Асада в Сирии. Сегодня ЕС простирается от Ирландии до Латвии, но если ситуация на востоке будет ухудшаться дальше, а Франция не окажет поддержку, то Германия может быть вынуждена выбирать между Восточной и Западной Европой. Можно только посоветовать следующему президенту Франции и канцлеру Германии работать согласованно. Это будет лучше и для региона, и для всего мира.