Турция и евразийство
Читать на сайте Вестник КавказаВ Московском университете прошла презентация книги Сергея Селиверстова "Казахстан, Россия, Турция. По страницам евразийских идей". Одним из первых на постсоветском пространстве казахстанский ученый исследует важнейшую компоненту евразийской идеи - тюркский аспект. Как справедливо отмечается в его исследовании, широкомасштабная попытка осмысления "азиатского" происхождении турецкого народа начинается при Ататюрке, когда формируется "турецко-евразийское" направление общественной мысли.
Но этот процесс не мог протекать беспроблемно, поскольку обстоятельства политической истории Турции не позволяли сохранять и выдерживать этот тренд вне зависимости от конъюнктуры бурных перемен 1930-1950 годов. От национализма к западничеству - в этом диапазоне шла полемика между авторитетными философами, историками, обществоведами. По этому поводу турецкий историк Танер Тимур отмечал: "Наше общество переживает кризис самоидентификации. Мы не смогли определить свое место в мировой истории и свою цивилизационную принадлежность".
Можно согласиться с выводом Селиверстова о том, что выход Турции на постсоветское пространство в 1990-е заметно активизировал дискуссии об особом пути этого государства. Более того, Анкара пыталась примерить на себя роль лидера "тюркского региона", но, одновременно с ростом радикальных настроений, на другом полюсе мы видим возрождение интереса к идеологии евразийства. По верному замечанию исследователя, путь Турции в современную Евразию закономерно лежал через "идеальный Туран". Практическое евразийство как формула реальной интеграции побудило турецкую элиту включить в "евразийский тренд" не только республики Центральной Азии, но и Россию.
Экс-президент Турции Сулейман Демирель, выступая на конференции "Евразия в наши дни", сделал важное заявление: "Турция не стремится ни к пантюркизму, ни к панисламизму. Ни в одном из периодов своей великой истории великое тюркское сообщество не существовало как единое государство". Фактически, турецкая элита постепенно пришла к очевидному выводу - Турция и Россия - два полюса ервазийской цивилизации. Прагматика и реализм неизбежно подталкивают Россию, Турцию и Казахстан к более тесному, более ответственному взаимодействию по целому комплексу гуманитарных, социо-культурных, политических вопросов. Нельзя сказать, что этот процесс протекает вне контекста новых региональных реалий. Однако помимо ситуативной рефлексии, Россия и Турция постепенно формируют общую идеологию взаимодействия, которая будет дополнять политические практики, делая это сотрудничество более устойчивым и взаимовыгодным.
Но этот процесс не мог протекать беспроблемно, поскольку обстоятельства политической истории Турции не позволяли сохранять и выдерживать этот тренд вне зависимости от конъюнктуры бурных перемен 1930-1950 годов. От национализма к западничеству - в этом диапазоне шла полемика между авторитетными философами, историками, обществоведами. По этому поводу турецкий историк Танер Тимур отмечал: "Наше общество переживает кризис самоидентификации. Мы не смогли определить свое место в мировой истории и свою цивилизационную принадлежность".
Можно согласиться с выводом Селиверстова о том, что выход Турции на постсоветское пространство в 1990-е заметно активизировал дискуссии об особом пути этого государства. Более того, Анкара пыталась примерить на себя роль лидера "тюркского региона", но, одновременно с ростом радикальных настроений, на другом полюсе мы видим возрождение интереса к идеологии евразийства. По верному замечанию исследователя, путь Турции в современную Евразию закономерно лежал через "идеальный Туран". Практическое евразийство как формула реальной интеграции побудило турецкую элиту включить в "евразийский тренд" не только республики Центральной Азии, но и Россию.
Экс-президент Турции Сулейман Демирель, выступая на конференции "Евразия в наши дни", сделал важное заявление: "Турция не стремится ни к пантюркизму, ни к панисламизму. Ни в одном из периодов своей великой истории великое тюркское сообщество не существовало как единое государство". Фактически, турецкая элита постепенно пришла к очевидному выводу - Турция и Россия - два полюса ервазийской цивилизации. Прагматика и реализм неизбежно подталкивают Россию, Турцию и Казахстан к более тесному, более ответственному взаимодействию по целому комплексу гуманитарных, социо-культурных, политических вопросов. Нельзя сказать, что этот процесс протекает вне контекста новых региональных реалий. Однако помимо ситуативной рефлексии, Россия и Турция постепенно формируют общую идеологию взаимодействия, которая будет дополнять политические практики, делая это сотрудничество более устойчивым и взаимовыгодным.