Кто выступит против Меркель?
Читать на сайте Вестник КавказаНа прошедших выходных стало известно, что действующая канцлер ФРГ Ангела Меркель в очередной раз станет баллотироваться на этот пост. При удачном для нее раскладе Меркель в четвертый раз подряд возглавит кабинет германского правительства, и повторит таким образом рекорд Конрада Аденауэра, пробывшего канцлером 16 лет подряд. Удастся ли Меркель встать в один ряд с легендарным экс-канцлером, сказать пока сложно, но актуальные исходные позиции позволяют ей надеяться на успех. Несмотря на жесткую критику ее миграционной политики, довольно дорого обходящейся немецкому бюджету и вызывающей определенную социальную напряженность в стране, с эпохой Меркель многие ассоциируют стабильность, политическую предсказуемость и повышение благосостояния.
Вероятнее всего, соперниками блока ХДС/ХСС на очередных выборах в Бундестаг станут социал-демократы (СДПГ), в данный момент состоящие в единой правительственной коалиции с христианскими демократами. Ключевые политики социал-демократов дают понять, что не горят более желанием создавать «большую коалицию» вместе с христианскими демократами и довольствоваться ролью малого партнера. Так, генсек СДПГ Катарина Барлей заявила, что «у нее нет идей, в чем ее партия может добиться совместных успехов с ХДС и ХСС после 2017 года», прозрачно намекая на то, что социал-демократы планируют свой отдельный политический проект. Этим проектом должна стать «красно-красно-зеленая коалиция», в которую, помимо социалистов, войдут партии «Левые» и «Зеленые». Сможет ли этот «левый альянс» создать эффективную правительственную команду, остается большим вопросом – к тому же, сильны межпартийные противоречия по внутри- и внешнеполитическим проблемам. Более того, каждая из партий имеет собственные внутрипартийные разногласия, которые могут сказаться на конечной судьбе планируемой коалиции.
Мартин Шульц
В отличие от христианских демократов, уже в ноябре нынешнего года сделавших ставку на Ангелу Меркель, до сих пор остается неизвестным, кто же станет кандидатом на пост канцлера от социал-демократов. Официально имя кандидата должны объявить по итогам партийного собрания в конце января. В качестве основных фаворитов рассматриваются председатель партии и вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль и президент Европейского парламента Мартин Шульц. И здесь Ангела Меркель обладает определенными политическими рычагами, которые могут позволить ей выбрать себе соперника поудобнее. Дело в том, что будущее Мартина Шульца в качестве президента Европейского парламента во многом зависит от позиции консервативной фракции Европейской народной партии (ЕНП), возглавляемой соратником Меркель, членом ХДС Манфредом Вебером. И, если фракция консерваторов в Европарламенте позволит Шульцу проработать еще один срок парламентским президентом ЕС, то, вероятнее всего, он останется в Брюсселе. Если же ЕНП настоит на смене Мартина Шульца, как это изначально и предполагалось, то в этом случае действующий глава Европарламента будет строить свою политическую карьеру в Берлине и может стать прямым конкурентом Ангеле Меркель.
Следует учитывать и то, что Мартину Шульцу надо делать свой выбор в пользу Брюсселя или Берлина еще до того, как будет предрешена его дальнейшая политическая судьба в Европарламенте. Иначе он предстанет перед общественностью как ставший безработным европолитик, решивший попытать счастья в Берлине – не лучший старт для избирательной гонки. Но рискнув преждевременно и поставив на политическую карьеру в Германии, он может сжечь мосты с Брюсселем и при этом не добиться успеха в Берлине. Ведь Ангела Меркель – крайне серьезный соперник, политик, к которому народ привык со всеми ее минусами и плюсами. На уровне СМИ и политиков ее часто называют «безальтернативным канцлером», что сильно напоминает постсоветские реалии. Не последнюю роль в немецкой предвыборной гонке сыграют глобальные процессы и, в частности, миграционный кризис, играющий на руку ультраправой партии AfD, дробящей консервативный электорат. Уже сейчас очевидно, что Меркель будет позиционировать себя в качестве «столпа германской стабильности» на фоне подъема правых популистов по всей Европе и победы Дональда Трампа на выборах в США.