Кризис в отношениях Турции и ЕС: причины в экономике
Читать на сайте Вестник КавказаДаже если бы отношения между Турцией и Европейским союзом поддерживались на нормальном уровне, их характер рано или поздно спровоцировал бы кризис. Турция вошла в таможенный союз с ЕС в 1996 году. Это соглашение исключает все торговые пошлины в экономических отношениях между государствами-подписантами. Кроме этого члены союза устанавливают единые тарифы и ведут единую торговую политику. Турецкие власти недовольны тем, что должны предоставить торговые площадки для представителей других стран-участников, а при этом турецкие товары не будут беспошлинно поставляться на европейский рынок, так как Анкара не входит в Еврозону.
Турция должна подписывать двусторонние соглашения со странами, которые заключают соглашения о свободной торговле с ЕС. Однако они не хотят этого делать, потому что являются конкурентами Турции на рынке. В результате ряд товаров и услуг, которые попадают на рынок Евросоюза без препятствий, проходят через налоговой барьер при входе в Турцию. Европейский Союз предполагал, что его рынок расширится благодаря таможенным соглашениям, но в итоге этого не произошло.
Проблем, связанных с таможенным союзом, было достаточно, чтобы вызвать кризис в европейско-турецких отношениях. Затем была предложена новая идея для преодоления этого препятствия "таможенный союз плюс". Однако это вызвало много вопросов. Почему ЕС пытается разработать новую форму таможенного союза вместо ускорения процесса получения Турцией членства в ЕС? Тем не менее под предлогом так называемой "позитивной повестки дня" Турция была готова согласиться даже на это. Но идея не была реализована.
Таможенный союз создал проблемы для Турции. Совершались попытки блокировать переговоры о ее вступлении в ЕС, чтобы навязать Анкаре "привилегированное членство". Это был проект, направленный на удержание Турции за пределами Европы, но близко к ней. Так Турция была бы вынуждена принять условия Евросоюза, не получая многого взамен. Привилегированное членство не делало Турцию членом ЕС, но и не отталкивало ее. Сторонники этой идеи говорили: "Так как Турция никогда не сможет стать членом Европейского союза, мы должны найти другой способ, чтобы приблизить ее к Европе". С точки зрения Евросоюза это звучало вполне логично. Они считали, что нашли решение "турецкой проблемы", но Турция ничего не получала от этого, ведь процесс получения членства уже подразумевал своего рода привилегированные отношения.
Все это происходило задолго до попытки переворота 15 июля. В то время Турцию не так сильно критиковали за проблемы с правами человека или отсутствием свободы слова. Однако проблемой стало то, что все еще не был получен ответ на один существенный вопрос - даже когда Турция закончит все переговоры, когда примет все условия ЕС, экономические, финансовые и коммерческие правила на рынке ЕС, она все еще не может быть уверена в том, станет ли она членом Евросоюза. Так почему же Анкара должна так много работать, если она даже не уверена в том, что станет членом ЕС?
Между сторонами существуют проблемы не только на политическом и человеческом уровне, есть серьезные экономические споры. Однако стоит признать, что политическое, гуманитарное и правовое единство является основой экономической стабильности. Евросоюз до сих пор не принял четкого решения по Турции, поэтому турки злятся на ЕС, и это может означать, что они все еще надеются на получение членства в ЕС.