Нефтяной рынок ставит рекорды в ожидании 30 ноября

Читать на сайте Вестник Кавказа

Хедж-фонды и спекулянты на прошлой неделе поставили рекорд по количеству ставок на нефть с 2007 года, их число достигло 1,47 млн. Об этом пишут СМИ.

"На данный момент рынок находится в напряжении, так как и производители, и покупатели беспокоятся о том, какое решение примет ОПЕК 30 ноября. Они хотят защититься от неожиданных перемен цен", - приводит слова аналитика Citi Futures Perspective Тима Эванса со ссылкой на Bloomberg Газета.ru.

Уточняется, что хедж-фонды нарастили количество ставок на падение нефтяных цен на 14%, на повышение - на 8,1%.

Инвесторы допускают возможность достижения странами ОПЕК договоренности по уровню нефтедобычи на встрече, которая пройдет 30 ноября в Вене.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, ожидание любых значимых изменений на рынке всегда вызывает рост сделок. "Инвесторы, особенно спекулятивные, пытаются либо заработать на предполагаемом изменении цены, либо минимизировать свои риски. То есть часть инвесторов пытается рисковать, прогнозируя исход того или иного события, в данном случае, встречи 30 ноября. А другая часть инвесторов, наоборот, пытается снизить свои риски путем продаж имеющихся фьючерсов по текущим ценам, ожидая либо снижения, либо стабилизации, но, во всяком случае, не роста цен", - пояснил он.

Таким образом, по словам эксперта, за счет этих двух групп инвесторов объем торгов всегда увеличивается. "Однако с точки зрения общей динамики рынка это всплески не столь существенные: на годовых и даже на месячных показателях они обычно серьезно не сказываются", - поведал Белогорьев.

После встречи нового всплеска оживления на рынках ждать уже не стоит, указал заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов. "Нефтяной рынок устроен так, что обычно все события отыгрываются заранее. Любой рост или снижение цены закладывается в предшествующую динамику цен, а не в последующую - если, конечно, не происходит радикальных изменений, а от встречи 30 ноября радикальных изменений никто не ждет", - рассказал он.

Дело в том, что, с одной стороны, возможности ОПЕК по увеличению добычи существенно снизились, с другой стороны, до сих пор не удалось достичь ясного компромисса между странами ОПЕК по распределению квот на добычу. "При этом другие поставщики, в том числе и Россия, поставки и добычу увеличивают, за исключением США: американские производители сланцевой нефти ждут роста цен выше $55, чтобы вернуться к росту добычи", - указал эксперт.

В любом случае, добавил он, снижение добычи путем квотирования не приведет к столь существенным изменениям на мировом рынке, как это могло бы быть два года назад. "Тем более, что ОПЕК традиционно не соблюдает свои собственные квоты, поэтому на реальном уровне добычи договоренность о квотах, по крайней мере, в ближайшие месяцы не скажется", - заключил Алексей Белогорьев.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров пояснил, что наблюдающийся всплеск активности на рынке естественен и соответствует природе рынка. "Спекулянтам не интересна нулевая прибыль, им интересно заработать, а для этого нужны определенные действия, заявления, ожидания, на рынке должно что-то происходить. Это и есть основа для спекуляции", - рассказал он.

Текущая повышенная активность связана с важностью темы встречи ОПЕК. "Этот вопрос необычайно значим для рынка, он муссируется медиа и участниками рынка уже целый год. Сейчас это своего рода огромный пузырь, который дуется, дуется и вот-вот он лопнет, а что из него получится, пока точно никто не знает. Нельзя угадать, будет ли подписано соглашение, а даже если оно будет подписано, там опять идут развилки: это будет формальное соглашение или просто словесное заверение без серьезной имплементации", - поведал эксперт.

Однако, несмотря на важность темы, не стоит ожидать серьезного роста цены на нефть, предупредил аналитик. "Сейчас действует много понижающих факторов. Да, может случиться краткосрочный всплеск, если ОПЕК примет решение о заморозке. С другой стороны, мы видим информацию о том, что очень много танкеров, нефть которых не востребована, плавает в том числе в Северном море. Мы видим нежелание большинства экспортеров так или иначе производить много нефти, видим сохраняющийся низкий спрос. И в целом состояние мировой экономики не внушает надежд на серьезный рост спроса. Поэтому цена, которая сейчас сложилась, более или менее учитывает все эти реалии, и если будет всплеск, то только краткосрочный и спекулятивный", - сообщил он.

"Да, сейчас ОПЕК для сохранения лица нужно принять какое-то решение. Но если бы цена сейчас устойчиво держалась около 50$, то весьма вероятно, что они бы и делать ничего не стали, потому что эта цена устраивает и нас, и Саудовскую Аравию, и прочих экспортеров. Если бы цена обвалилась под $40, то сложилась бы ситуация выкручивания рук, в которой ОПЕК действовала бы не только для сохранения лица, но ради и выживания целого ряда стран, доходы которых резко упали", - добавил Нестеров.

Эксперт также полагает, что оживление на рынке после встречи пойдет на спад по сравнению с тем, как все разогрето сейчас, при ожидании события. "Как только ОПЕК что-то решит, интерес СМИ пропадет, все будет business as usually. Даже если они что-то решат, то последует обсуждение, насколько можно контролировать соблюдение этих договоренностей", - уточнил аналитик.

Он обратил внимание, что по сути производителям нефти не нужно будет вносить какие-либо изменения. "Многое из того, что сейчас происходит, - это своеобразный камуфляж. Для Саудовской Аравии снижение добычи - это сезонный фактор, у России заморозка ожидается на том уровне, выше которого она едва ли прыгнет сама, даже и без заморозки. И у многих стран есть некие скрытые основания, на которых они поддержат заморозку, потому что они ничего не теряют", - пояснил эксперт.

Конечно, остается фактор стран, которые от заморозки, напротив, многое потеряют. "Речь идет об Ираке, Катаре, Нигерии, но прежде всего Иране. Тегеран не против заморозки, но на уровне, который заметно выше текущего объема добычи в 3,92 млн: они бы хотели добывать 4, 042 млн баррелей в сутки. Возможно, именно это станет камнем преткновения", - предположил Валерий Нестеров.