Иран надеется, что Россия займет нейтральную позицию в отношении новых санкций

Читать на сайте Вестник Кавказа
Иран надеется на нейтралитет России в отношении принятия СБ ООН новой санкционной резолюции в отношении Тегерана, передает РИА Новости со ссылкой на заявиление вице-президента Исламской Республики, главы иранской Организации по атомной энергии Али Акбара Салехи.

США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома и настаивают на новых санкциях. СБ ООН в предыдущие годы уже принял несколько резолюций и наложил на ИРИ санкции, требуя отказаться от обогащения урана.

Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа носит мирный характер. Россия считает, что решать проблему надо дипломатическим путем и лучше всего - без санкций, но признает, что ядерная программа Тегерана непрозрачна.

Отвечая в интервью газете "Время новостей" на вопрос, как Тегеран отнесется к возможной поддержке Москвой новых санкций, Салехи сказал: "Это останется в памяти иранского народа". "Нам хотелось бы, чтобы Россия заняла нейтральную позицию. А там уже ваше руководство само будет принимать решение", - отметил иранский вице-президент.

Говоря о возводимой российскими специалистами первой иранской атомной электростанции, Салехи констатировал, что работы близятся к завершению. "Российские специалисты активно и со всей ответственностью работают. Мы надеемся, что в ближайшие месяцы, даст Бог, станция в Бушере вступит в строй", - сказал вице-президент.

При этом он напомнил, что международные санкции никак не затрагивают АЭС в Бушере. Во всех резолюциях СБ ООН сказано, что эта станция выведена за рамки действия санкций.

Иран планирует построить еще 20 АЭС за 20 лет. "Все это долгосрочные проекты, причем не всегда крупные. Например, мы уже проектируем станцию мощностью всего 360 мегаватт в районе Дархувейн, что возле города Ахваз на юге страны. На начальном этапе при проектировании мы воспользовались помощью швейцарских специалистов", - отметил Салехи.

Говоря о возможности участия россиян в новых проектах, вице-президент сказал, что иранцы не обращались к российской стороне с подобными запросами. "Бушер сам по себе крупный объект. И если россияне захотят остаться там работать и далее, обеспечивая функционирование станции, то добро пожаловать. Тем более, повторю, международные санкции никак не затрагивают и не затронут ее работу", - сказал Салехи.

Также Салехи отметил, что Иран способен обогащать уран до любого уровня, но не нуждается в этом, заявил вице-президент Исламской Республики, глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи. "Мы уже можем сами обогащать уран до уровня 20%. И у нас уже 4 килограмма такого урана. А нужно нам 1,5 килограмма каждый месяц", - сказал он

Отвечая на вопрос, способен ли Иран обогащать уран до уровня выше 20% , Салехи заявил: "Конечно же в состоянии. Мы можем обогащать уран до любого уровня. Мы просто не нуждаемся в этом. А технологически вполне можем".

<!-- @page { margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } A:link { so-language: zxx } -->

Он вновь заверил, что Иран не стремится к созданию ядерной бомбы. "Наш духовный лидер аятолла Али Хаменеи объявил, что создание такой бомбы незаконно и противоречит исламу. Ядерная бомба - это харам (запретное). Это касается и ее использования, и хранения. Если наш духовный лидер так говорит, то неужели вы думаете, что мы будем нарушать его предписания?" - сказал Салехи.

Говоря о предложении международного сообщества Ирану дообогащать уран за рубежом, вице-президент заявил, что Тегеран от него не отказывается, но ему нужны гарантии. "Проблема лишь в гарантиях. Нам предложили отдать сразу тысячу килограммов нашего низкообогащенного урана, со степенью обогащения 3,5%. А затем дожидаться, пока весь этот объем урана будет обогащен до уровня 20%. Такой уровень необходим для работы исследовательского реактора и производства медицинских изотопов, используемых для лечения. Предположим, мы отдали весь этот наш уран. Но где гарантии, что потом нам отдадут обещанное? Почему не отдать нам сразу те 100 килограммов высокообогащенного урана, что получается из тонны низкообогащенного? Почему нам надо ждать год, как они предлагают?" - говорит Салехи.

Он заявил, что уже 31 год 50 тонн иранского урана находится во Франции. "Так пусть французы нам его отдадут! Или вот американцы. Еще в годы революции мы им заплатили 2 миллиона долларов, чтобы купить топливо для того же Тегеранского реактора. И что в результате? Они нам ни топливо не отправили, ни 2 миллиона долларов не вернули", - сетует Салехи.