Ваагн Хачатрян: "Решение проблем армянской экономики требует политического инструментария"
Читать на сайте Вестник КавказаВ парламенте Армении обсуждается проект бюджета на 2017 год. Правительство обещает сократить дефицит бюджета, искоренить административные преграды для роста ВВП и стимулирования инвестиций. На вопросы "Вестника Кавказа" о проекте бюджета и ситуации в экономике отвечает эксперт по экономическим вопросам Ваагн Хачатрян.
- Какие вы видите преимущества предлагаемого проекта по сравнению с бюджетом 2016 года?
- Бюджет на 2017 год уступает бюджету текущего года по всем параметрам. В первую очередь, по прогнозам макроэкономических показателей. Госдолг Армении приближается к шести миллиардам, и чтобы его закрыть, страна вынуждена делать новые долги. Мы оказались в замкнутом круге и ведем себя как плохой должник, который постоянно берет кредиты, будучи не в состоянии погасить прежние задолженности. А с учетом ситуации с поступлениями в бюджет, остро стоит вопрос – где найти деньги? В проект бюджета заложен важнейший принцип – суметь удержаться на плаву.
- Как вы оцениваете экономическое положение Армении?
- Страна находится в глубоком кризисе. Об этом говорит уровень собираемости налогов: к концу года недобор налогов от плановых показателей составит порядка 70 млрд драмов (1 доллар - 478 драм). Большую обеспокоенность также вызывает ежемесячное сокращение объемов розничной торговли на 4,5%.
- Между тем, согласно проекту госбюджета, налоговые поступления в 2017 году планируются на уровне 1 трлн 135 млрд драмов или 21% от ВВП. Есть ли ресурсы для этого?
- Я не верю в наличие подобной возможности. Ранее локомотивом армянской экономики были трансферты из-за рубежа, наибольшая часть из которых приходится на долю России. Существенный спад в объемах трансфертов осложнил и без того тяжелую ситуацию. Другим источником формирования денежной массы мог бы стать импорт-экспорт. Но и здесь идет спад. По итогам 2015 года, импорт сократился на 14,1%, а объемы экспорта товаров и услуг в реальном выражении сократились на 4,9%, тенденция сохранится и в следующем году. Очень важны в этом плане инвестиции, но они резко сократились. Новое налоговое законодательство, вместо механизмов по привлечению инвестиций, в том числе снижения налоговых ставок, наоборот, чинит потенциальному инвестору новые препятствия. Наши чиновники забыли простое правило в экономике - капитал стремится туда, где есть низкие налоги.
- В бюджете заложен показатель экономического роста на уровне 3,2%. Насколько этот показатель соотносится с реальностью?
- Не вижу объективных причин для обеспечения этого показателя. Я уже назвал некоторые внешние факторы, связанные с экономической ситуацией в России. Другим внешним фактором являются цены на медь в мире, но и здесь пока нет позитивных сдвигов. Важнейшими внутренними факторами, которые могут сыграть определяющую роль в обеспечении экономического роста является борьба с коррупцией, монополиями, создание конкурентной среды в бизнесе. Но и здесь я не вижу подвижек.
- Новое правительство начало работу по ликвидации так называемых офисов по реализации программ в ряде сфер, в которых оседали немалые деньги. Предпринимаются шаги для обеспечения более эффективной работы таможенной и налоговой служб. Приведут ли эти шаги к ощутимым изменениям в стране?
- Если мы не добьемся успехов в борьбе против коррупции и "тени" в экономике, то нас ждет катастрофа. У меня нет ожиданий от нового правительства в вопросе борьбы с коррупцией. Когда речь идет о монополиях, некоторые ответственные лица во власти позволяют себе делать заявления о том, что монополии для таких маленьких стран как Армения неизбежны. А это значит, что власти не пытаются создать конкурентную среду. Нет понятия малой или средней экономики, есть понятие экономической модели или модели управления, которой руководствуется страна. Главным критерием в этой модели является конкуренция.
- Какие вы видите пути выхода из создавшейся ситуации?
- Не надо никаких дополнительных мероприятий в сфере экономики. Надо только обеспечить свободную конкуренцию в бизнесе, пресечь вмешательство силовых структур, создать условия для реального действия законов. Стоящие перед нами проблемы лежат не в экономической, а в политической плоскости. Решение наболевших проблем экономики требует политического инструментария. В стране не произойдут перемены, поскольку действующая система власти может существовать только в условиях коррупции, монополий, отсутствия конкуренции как в политической, так и экономической сферах.