Арт-шоу в Карачаево-Черкесии
Читать на сайте Вестник КавказаВ горах Карачаево-Черкесии открылась выставка современных работ семи русских и трех австрийских художников. После того, как на работы на художественных выставках в Москве помочились, заляпали красной краской, а сами выставки пикетировались консервативными активистами, было решено организовать новую выставку в удаленной обсерватории, в 900 милях от столицы России. Выставка представляет классический опыт современного искусства, объясняет ее куратор Симон Мраз. Настолько современного, что один из рабочих чуть не выбросил картину, приняв ее за мусор.
10 художников посетили обсерваторию в Нижнем Архызе еще этим летом. В обсерватории, основанной в 1966 году во время космической гонки между СССР и США, находится телескоп диаметром шесть метров. Он был самым большим в мире до 1993 года, когда на Гавайях США построили еще больший телескоп.
В рамках выставки Ирина Корина, московский художник, создала три инсталляции в соседнем поселке, название которого переводится как "Научная деревня", чтобы показать, что для местных жителей наука является религией.
Остальная часть выставки, открывшейся на прошлой неделе, стала сочетанием искусства, которое редко показывают в отдаленных районах. Ева Энгельберт представила космические эмблемы, созданные в честь Галины Балашовой, единственной женщины-архитектора в советской космической программе.
Провокационный уличный художник Тимофей Радя из Екатеринбурга создал неоновую инсталляцию над обсерваторией, которая гласит "Они ярче, чем мы". Инсталляция видна посетителям только в ночное время.
"Когда нам впервые предложили провести выставку, мы отнеслись к этому настороженно", - сказал Юрий Балега, руководящий обсерваторией в течение более чем 20 лет, но оказалось, что у "художников и астрономов много общего".
Некоторые сотрудники учреждения сомневались в том, что художники действительно понимают сложную работу обсерватории и ценят успехи, которых удалось достичь благодаря ей. Евгений Ченцов, работающий в обсерватории с 1968 года, описал искусство как "наивное и детское", тем самым сделав комплимент, так как астрономы используют аналогичный подход в своей работе. Речь шла о картине австрийского художника Михаила Михайлова, которую он создал из пыли. Она символизирует частицы, которые астрономы рассматривают через телескоп. Ее чуть не выбросили, приняв за мусор. Симон Мраз охарактеризовал этот инцидент как "один из вызовов, с которыми приходится сталкиваться современному искусству". Мраз не сказал точно, во сколько обошлась организация выставки, но по его словам подобного рода мероприятие в Европе стоит около €100 000.
Выставка, на которую были затрачены значительные средства, была замечена только очень небольшой аудиторией: всего 800 жителей поселка и представители прессы, которые присутствовали на открытии, смогли увидеть работы. Но Мраз считает, что искусство помогает людям разных профессий лучше понять друг друга, и выставка поможет понять Россию в то время, когда политики сходят с ума.
Симон Мраз, который также курировал художественную выставку на ледоколе в Мурманске, говорит, что в некотором смысле организовывать подобные мероприятия в отдаленных регионах легче, чем в Москве - по крайней мере, "никто не будет трогать и разрушать работы".