Юрий Рогулев: "Мы все стали свидетелями, что политическая система США далека от идеала"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Ровно через сутки на востоке США откроются первые избирательные участки 58-х президентских выборов. Согласно американской избирательной системе, граждане проголосуют за кандидатов в коллегию выборщиков, а уже выборщики будут голосовать за того или иного кандидата в президенты, победителем и новым президентом США станет тот, кто получит 270 и более их голосов. В преддверии ключевого события в политической жизни Штатов "Вестник Кавказа" обсудил с директором Центра изучения США им. Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрием Рогулевым итоги избирательной кампании и перспективы поствыборной ситуации в Америке.

- В первую очередь, по вашей оценке, чего ждать России от этих выборов?

- Эти выборы, конечно, имеют значение и для России, и для других стран, ведь нам не полностью безразлично, какое правительство будет сформировано в США. Речь идет именно об этом, так как выборы президента, фактически, означают выборы исполнительной власти государства, одной из трех ветвей власти. Президент в США по Конституции является главой правительства, а правительство инициирует политику, определяет ее цели. От того, какими окажутся эти цели многое будет зависеть и в российско-американских отношениях, и в целом в международной обстановке. С другой стороны, американцы могут выбрать кого угодно, и России не стоит питать какие-либо надежды и согласовывать свои национальные цели с этими надеждами в зависимости от того, кого выберут в США: нам придется работать с любым американским президентом. В этом смысле Россия может надеяться лишь на здравый выбор американского народа и приход к власти здравомыслящего политика, что создаст некие новые условия и позволит улучшить отношения с США.

- Как вы оцениваете эту предвыборную кампанию? Чем она запомнится?

- Эта кампания отличалась от предыдущих по многим параметрам. Главный среди них – к сожалению, ни один из кандидатов не является популярным среди американцев. Антирейтинг, то есть рейтинг негативного отношения к кандидатам и у Хиллари Клинтон, и у Дональда Трампа очень высок, в районе 50%. Половина американских избирателей каждого из них, фактически, отвергают. Из этого следует, что американцы должны будут выбирать меньшее из двух зол, а такая ситуация для США в общем и целом не внушает особого оптимизма. Перед выборами значительная часть избирателей была рассержена, недовольна, при этом, я думаю, сами выборы вряд ли принесут успокоение американскому социуму, и тот общественный раскол, который имеется там сегодня, будет только нарастать.

Второй момент, который запомнился и который тоже можно констатировать только с сожалением – это уход на второй план значимых внутриполитических, да и внешнеполитических вопросов. Оба кандидата сосредоточились на своих личных качествах, и вся предвыборная борьба концентрировалась вокруг таких проблем, до которых избирателю дела нет. Этот фактор тоже будет идти американской политической жизни во вред.

Третий момент – и демократы, и республиканцы, фактически, провалились на этих выборах. Именно эти две партии являются в Америке тем институтом, который организует избирательный процесс: они выдвигают кандидатов, проводят предвыборную кампанию, мобилизуют электорат. Сейчас мы видим, что в демократической партии раскол: вдруг от них ушел Берни Сандерс, который сам себя называл социалистом и которого они были вынуждены "топить". У республиканцев провалились все основные партийные кандидаты, и на первые позиции вышел человек, не имеющий к партии никакого отношения. Так что эти выборы оставят американцам много проблем и в политике, и в других сферах.

- На ваш взгляд, насколько изменилась Америка за время этой предвыборной кампании? И как она изменится после выборов?

- О том, что все течет, все меняется, говорили еще древние. Американские политические партии и до данной предвыборной кампании находились в состоянии, которое многие политологи называли кризисным – в том смысле, что число их сторонников сильно сократилось, а число тех, кто называет себя независимыми, выросло. Отсюда ожидаемо выросла непредсказуемость выборов, все больше элемент случайности и возможности выхода на политическую арену людей, далеких от политики. Мы все стали свидетелями того, что далеко не все отлажено и идеально, как об этом думали многие американцы, представляя во внешнем мире свою политическую систему как идеальную. Теперь мы видим, что она таковой не является. Как Штаты будут решать свои внутренние проблемы – посмотрим после выборов.