Новый Шелковый путь открывает перспективы для Восточной Европы
Читать на сайте Вестник КавказаКитай стал одним из крупнейших инвесторов в Восточной и Юго-Восточной Европе. Посредством инициативы 16+1 Пекин активизирует сотрудничество с регионом. За последние 25 лет был создан целый ряд международных платформ с акцентом на Центральную, Восточную и Юго-Восточную Европу. Тем не менее лишь немногие из них были столь всеобъемлющими и амбициозными, как пекинская инициатива 16+1, которая объединяет 16 постсоциалистических стран, 11 из которых стали членами Европейского Союза, а 5 находятся на различных стадиях присоединения к блоку. Китай стремится содействовать "прагматичному сотрудничеству" в целом ряде областей с целью получить максимальную выгоду от неиспользованного экономического потенциала этих стран. Их делегации теперь регулярно летают в Китай и наоборот.
5 ноября лидеры Китая и этих 16 стран провели пятый ежегодный саммит в Риге. Переговоры на высоком уровне сопровождались бизнес-форумами, конференциями исследовательских центров. Прошли многочисленные встречи в рамках инициативы 16+1, в которых участвовали представители различных ведомств, правительств, научных и деловых кругов.
Си Цзиньпин и президент Чехии Милош Земан
Новая эра сотрудничества
Еще недавно интенсивное сотрудничество было маловероятным. Несколько лет назад такие контакты были ограничены и не внушали энтузиазма. В 1990-х и начале 2000-х европейские правительства проводили антикоммунистическую политику, которая не способствовала развитию более тесных связей с Китаем. С тех пор как политические проблемы в ЕС были оттеснены в сторону, экономическая дипломатия получила возможность для развития. Сегодня отношения между 16 странами Европы и Китаем находятся на самом высоком уровне с момента основания КНР в 1949 году. Тогда страны восточные европейцы одними их первых признали новую республику. В Китае считают, что это событие имеет символическое значение.
Китайские политики и эксперты говорят, что в 2016 году отношения между Китаем и странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы могут выйти за рамки начального этапа сближения. Ранее в этом году президент Китая Си Цзиньпин посетил Чехию, Сербию и Польшу, сигнализируя о том, что регион имеет важное значение для Пекина.
Президент Польши Анджей Дуда и Си Цзиньпин
Китайская инициатива 16+1 стала важной частью другой инициативы "Один пояс - один путь", также известной как "Новый Шелковый путь". Эта идея, направленная на решение двух задач (развитие западных регионов Китая и экспорт избыточных производственных мощностей), а также жажда капитала по всей Азии, Африке и Европе, способствует скоординированному экономическому и политическому развитию, поощряет инвестиции в инфраструктуру и финансовую интеграцию, призывает к "цивилизационному диалогу".
На практике сотрудничество в рамках инициативы 16+1 всего за несколько лет привело к увеличению экономической значимости этих стран Европы для Китая, и наоборот. В 2015 году, например, общий годовой торговый оборот с 16 странами практически сравнялся с торговым оборотом с Россией. Инвестиции со стороны китайских государственных предприятий постепенно увеличиваются. Продолжается осуществление проектов транспортной инфраструктуры - в том числе высокоскоростной железнодорожной линии "Будапешт-Белград", которая стала основой для проекта "Сухопутный и морской экспресс Венгрия-Греция".
Развитие потенциала
Однако инициативе 16+1 все еще предстоит раскрыть свой потенциал. Пока гораздо больше прогнозируется и обещается, чем делается. Экономическое сотрудничество с 16 странами по-прежнему не достигло уровня партнерства Китая с остальной частью ЕС.
Си Цзиньпин и президент Сербии Томислав Николич
Отношения между Китаем и странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы должны приспособиться к новым реалиям китайской экономики, которая в настоящее время растет со скоростью около 6,5%. 16 стран, которым зачастую не хватает ресурсов и опыта, изо всех сил стараются соответствовать требованиям, которые Китай выдвинул в рамках всеобъемлющего формата 16+1. Местные, региональные и европейские политические обстоятельства также накладывают ограничения. Таким образом, для Китая ранние этапы сотрудничества представляют своеобразный опыт. В отличие от своих коллег китайские политики работают на долгосрочную перспективу - зачастую планы строятся на десятилетия вперед.
ЕС сталкивается с многочисленными кризисами из-за усиления напряженности между Россией и НАТО, саммит 16+1 представляет редкую возможность наметить видение глобального экономического обновления. В этих условиях понятно, что иногда прогресс проходит медленнее, чем ожидалось.